Бюджет компании

Любой бизнес предполагает движение денежных потоков, наличие доходов и расходов, которые стоит планировать, опираясь на состояние рынка и экономические показатели компании. 

Бюджетирование — это процесс планирования бюджета предприятия и составления календарного плана ведения и распределения финансовых активов, включая создание смет в соответствии с намеченными целями. Это также позволяет проанализировать основные статьи расходов и скорректировать бизнес-план управления организацией. 

Что включает в себя система бюджетирования компании? 

Для качественного управления финансами необходимо формирование нескольких основных бюджетов компании: 

  • доходов и расходов — соотношения прибыли от всех операций со всеми типами предполагаемых расходов, что позволяет составить оценку хозяйственной деятельности и прогнозировать наличие и размер дохода.
  • движение денежных потоков — план поступлений и списаний финансов с расчетного счета и кассы предприятия, что исключает недостаток денег на оплату неотложных счетов.
  • прогнозный баланс — контроль активов и пассивов фирмы, расчет важных экономических показателей, ликвидности и перспективности.

При составлении основных бюджетов может потребоваться формирование дополнительных смет, которые определяются особенностями и спецификой конкретных организаций. 

Особенности системы бюджетирования

Контроль и планирование финансов — это основополагающий аспект ведения бизнеса с ориентацией на развитие без неоправданных рисков, от чего зависит все функционирование компании.  

Система бюджетирования организации реализует такие цели бизнеса, как: 

  • определение уровня эффективности; 
  • корректировка управления и распределения активов;
  • составление эффективных планов инвестирования; 
  • полноценное использование ресурсов для получения максимального дохода; 
  • анализ проектов и целей на следующий период;
  • подробный анализ затрат и перераспределение финансов;
  • создание работающей системы контроля; 
  • развитие дисциплины и мотивации сотрудников.

Какие функции выполняет бюджетирование?

Работа с бюджетом — это совокупность мер, которые предполагают принятие наиболее эффективных решений по распределению собственных и заемных средств для получения прибыли и стабильного роста предприятия. Внедрение механизма рационального управления движением средств позволяет решить основные задачи: 

  • Планирование;
    Грамотный расчет бюджета компании на основе реальных количественных данных дает возможность составить актуальное расписание краткосрочных и продолжительных проектов с рациональным использованием свободных материальных и трудовых ресурсов. 
  • Обоснование; 
    При составлении смет необходимо четко указать цель расходов, обосновать их важность, целесообразность и предполагаемую прибыль. 
  • Анализ;
    Система отчетов по бюджетированию организации за минувший период дает достаточно материала для оценки трат на разные проекты, что позволяет скорректировать инвестирование и деятельность на будущее. 
  • Повышение эффективности; 
    Профессиональный расчет бюджета компании минимизирует пустые траты, отсекает неприбыльные направления и повышает производительность, мотивируя команду на достижение результат. 
  • Оопределение и уменьшение рисков; 
    Смета наглядно демонстрирует нюансы производства, убыточные проекты и предполагает финансирование рискованных операций в последнюю очередь без риска для фирмы. 
  • Оценка;
    Соотнесение всех финансовых показателей дает целостную картину о состоянии фирмы и позволяет сместить акценты на недостаточно проработанные аспекты. На основе этих данных можно проанализировать работу сотрудников, их уровень квалификации и мотивацию.
  • Коммуникация и координация;
    При распределении бюджета необходима грамотная коммуникация между отделами и руководством для получения полной картины действительности, формирования целей на будущий период и нахождения оптимальных путей их реализации. 

Главные составляющие системы бюджетирования 

Внедрение системы бюджетирования в организацию существенно снижает временные и денежные траты на достижение целей. Позволяет координировать работу отделов и вносит четкость в поставленные цели и план их достижения по заданным критериям, а также предвидеть проблемы до их появления. 

Основные факторы, влияющие на работу с бюджетом: 

  • вид деятельности организации; 
  • определенные ограничения (например, объем производства, количество спроса);
  • стратегические цели и планы;
  • организация управления и рабочих процессов; 

Для наибольшей эффективности и простоты реализации система бюджетирования составляется из комплексного планирования всего предприятия и расчета смет для структурных подразделений. Такой подход обеспечит устойчивую производственную работу и понятную механику внедрения. 

Фазы бюджетного цикла

Подготовка бюджета компании — это циклическое действие с определенным периодом (чаще всего 1 год), которое состоит из трех основных этапов. Каждый этап может включать в себя дополнительные фазы, зависимо от инструментов и целей руководства. 

1. Планирование 

На этом этапе проводится подробный анализ показателей прошлой отчетности и подготовка плана для последующего внедрения с учетом экономической ситуации и возможной смены приоритетов. Следует внимательно подойти к этим моментам, так как наличие ошибок может привести к глобальным последствиям, вплоть до разорения бизнеса. Необходимо заранее продумать и составить список основных направлений и на ближайшее время. 

2. Реализация

Внедрение действий для всех подразделений компании, способствующий достижению целей и решению задач. Лучше всего раздробить большой временной промежуток на короткие отрезки с четко намеченным планом. Во время реализации следует отслеживать показатели, чтобы выявить и устранить недочеты. 

3. Завершение 

Подведение итогов работы с их последующим анализом и сопоставлением теоретических и практических данных. Большое расхождение в показателях свидетельствует о плохой системе бюджетирования и непродуктивном функционировании фирмы. 

Бюджет организации и его состав

Разделы бюджета фирмы зависят от вида деятельности, ее размера и длительности работы. Однако можно выделить две главных составляющих для любой компании: операционный и финансовый бюджеты. 

Операционный бюджет включает в себя показатели дохода от производства, полученной прибыли от сбыта, расходов на сырье и заработные платы сотрудников, амортизацию, налоги и прочие траты, связанные с процессами изготовления и хозяйственной частью. 

Структура финансового бюджета построена на основе отчетов о финансовых результатах и движении денежных потоков внутри организации, оценки эффективности работы на основе бухгалтерского баланса и прогнозе потока собственного капитала. 

Инструкция по составлению бюджета организации

  1. Изучите спрос на продукт фирмы с учетом состояния рынка, ниши и сезонного влияния.
  2. Проведите расчет расходов, уделяя внимание продвижению и рекламе.
  3. Составьте смету для процесса производства, заранее решив вопрос о плановой замене и обслуживании оборудования.
  4. Пропишите управленческие расходы (коммунальные платежи, связь, оборудование рабочей зоны).
  5. Рассчитайте прогнозный отчет, выделяя в отдельную категорию слабые места предприятия.
  6. Распределите ресурсы по трем направлениям: основная, инвестиционная и финансовая деятельность.
Рейтинг