Демпинг

Экономический кризис 30-х годов ХХ века заставил коммерсантов применять нетрадиционные приемы. В это время и появилось понятие «демпинг». Поначалу этим термином обозначали распродажу неходовых товаров по заниженной стоимости.

Сейчас под демпингом подразумевают намеренное занижение цен. Он тесно связан с внешнеэкономической деятельностью, когда экспортный товар стоит ниже внутрирыночных аналогов страны-экспортера.

Что такое демпинг

Демпинг — это снижение цен на товары и услуги искусственно, путем манипуляции с себестоимостью товаров. 

Общим критерием для выявления демпинга является запланированное в условиях конкуренции временное снижение цены до уровня ниже себестоимости.

В отличие от нормальной цены, образованной с учетом объективной экономической ситуации на предприятии, демпинг сопровождается падением качества товаров и услуг. А также материальным ущербом, на который предприятие готово идти на все, чтобы получить преимущество в конкурентной борьбе.

Основная цель демпинга

Все цели демпингования сводятся к одному: завоевание позиций и лидерство на рынке:

  • Завоевание ниши. Новые компании заинтересованы в получении клиентов, и демпинг — простой способ переманить их и вытеснить конкурентов из ниши за счет низких цен.  
  • Если речь идет об увеличении объемов поставок и заманчивом предложении для крупного партнера, многие бизнесмены готовы некоторое время терпеть убытки в расчете на дальнейший куш. 
  • Сохранение выгодного партнерства. Чтобы удержать серьезного клиента, для него временно опускают цены.
  •  Освобождение от неликвидов. Товар, который не реализован в течение долгого времени, нецелесообразно задерживать на складах. Его выгоднее продать по сниженным ценам, чтобы повысить оборот. 
  • Привлечение розничных клиентов с помощью низких цен время от времени активизирует продажи и оживляет бизнес. 
  • Государственная политика в ряде случаев прибегает к искусственному снижению цен или кредитных процентов. Это вынуждает коммерческие структуры на ответные меры. 
  • Крупные компании начинают снижать цены, освобождая рынок от мелких конкурентов.

Виды демпинга

Продажа экспортных товаров по заниженной цене на внутреннем рынке (ценовой демпинг) и намеренное занижение цен экспортером (стоимостный демпинг) — это компетенция сферы продаж.

Для коммерции характерной является следующая классификация:

преднамеренный, или пиратский демпинг: цель — вытеснение конкурентов и захват рынков. Четкое планирование позволяет прогнозировать снижение цен ниже себестоимости с расчетом на будущую монополию. Получив такое право, компания-монополист начинает диктовать ценовую политику в своем сегменте, подымать цены, диктовать условия. 

  • спорадический (эпизодический): в виде акций и распродаж. Обусловлен товарными излишками, контрафактом или контрабандой;
  • постоянный: поддерживается за счет баланса ценообразования на внешнем и внутреннем рынке. Часто в основе постоянного демпинга наблюдается снижение издержек производства, сервиса и качества; 
  • оборотный: формируется путем дополнительного налогообложения экспортных товаров для защиты внутренних производителей; 
  • взаимный: следствие объединения двух и более структур для образования рыночной монополии; 
  • чип-трип: манипуляции с транспортными расходами. Позволяют систематически занижать себестоимость ввозимых товаров и вытеснять с рынка местных производителей.

Последствия демпинга

Они зависят от стратегии компании, реакции конкурентов, госорганов и масштабов демпингования.

Положительные последствия

Яркий пример положительного демпингования:

В конце 90-х компания Nissan стала строить свои заводы в Европе и применять технологии, которые позволили продавать европейцам дешевые автомобили. В итоге грамотной демпинг-стратегии и новаторских идей японский производитель потеснил немецкие концерны на европейском рынке.

Негативные последствия

Печальное влияние демпинга на экономику очевидно: вытеснение мелких конкурирующих предприятий с рынка приводит к снижению качества поставляемых товаров и услуг. Существует угроза падения рентабельности и прибыльности производственных отраслей.

На международном уровне под удар попадает страна-импортер: дешевая продукция с внешнего рынка вытесняет и разоряет внутренних производителей.

Плюсы и минусы демпинга

Минусы

Демпинг нельзя назвать положительным вариантом развития в экономике. Если снижение цен не обусловлено объективными причинами, то последствия могут быть разрушительными для целых отраслей.

Минусы для демпингующей компании:

  • нерентабельность инвестиций; 
  • ограничение развития и роста для отдельной компании и для всего сегмента;
  • сокращение расходов на необходимые для эффективной работы позиции;
  • снижение качества предложения; 
  • падение уровня заработной платы; 
  • кадровая нестабильность, безработица риск банкротства; 
  • репутационные издержки; 
  • клиентская база, сформированная за счет низких цен, не отличается стабильностью: завтра они уйдут к тому, у кого цены ниже; 
  • дефицит ресурсов для подушки безопасности; 
  • высокая вероятность штрафов и санкций.

Минусы для компании, попавшей под давление демпинга:

  • потеря клиентов; 
  • снижение доходов; 
  • уход с рынка.

Плюсы

Выгоды демпингеров:

  • увеличение рынка сбыта за счет новых клиентов; 
  • рост товарооборота; 
  • слив конкурентов.

Выгоды компаний, страдающих от демпинга:

  • стимул разработать уникальное торговое предложение и перейти на новый уровень;
  • возможность усовершенствовать стратегии, перепрофилироваться, создавать проекты в другой сфере.

Очевидно, что недостатки демпинговой системы значительно серьезнее, чем преимущества. Низкая цена не является гарантией высокого спроса, качество торговых предложений снижается, что приводит к общему упадку в секторе.

Как бороться с демпингом

Противостоять грамотно просчитанной стратегии конкурента сложно, но методы борьбы с демпингов существуют и требуют укрепления собственного места на рынке. .

Начните с поиска уязвимых мест в работе оппонента. Делайте в своем предложении акцент на стабильность, уровень обслуживания, демонстрируйте скрытые выгоды, предлагайте бонус в виде бесплатной доставки или сервисного обслуживания.

Вашу позицию в конкурентной борьбе усилит лояльность клиентов. Усиливайте и поддерживайте градус отношений с вашим потребителем бонусами, акциями, информационной поддержкой.

Предоставьте покупателю право выбора, расширив ассортимент товарами из бюджетного сегмента.

В интересах добросовестного производителя и продавца проводить экономический ликбез. Информируйте покупателя о схеме демпингования, его последствиях. Используйте соцсети, сайты, блоги. Такая активность благоприятно сказывается на репутации.

Акции со снижением цен помогут удержать или вернуть клиентов. Комплексные предложения затруднят расчет стоимости за единицу товара, и тоже станут орудием против недобросовестных предпринимателей.

Выжидательная позиция будет эффективна, если у вас достаточно ресурсов, чтобы дождаться банкротства демпингера. При схожем ассортименте и себестоимости товаров, он рано или поздно разориться, но на это требуется время.

Создайте коалицию с фирмами, которые так же страдают от конкурента. Договоритесь поддерживать цены на одном уровне, так вам будет легче вытеснить демпингера с рынка и заставит его считаться с вами.

Можно применить неожиданный способ борьбы с демпингом, подняв цены. Риск оттока клиентов велик, но при умелом подходе, этот шаг может стать результативным.

Наиболее радикальным решением в ситуации демпингового давления является закрытие бизнеса. Когда нет достаточных ресурсов, чтобы бороться с рыночными захватчиками, лучше закрыть убыточное предприятие с тем, чтобы на сохранившейся материальной базе начать новое дело.

Несколько примеров

  • Жаропонижающий препарат Tylenol от Johnson & Johnson уже заполнил рынок, когда корпорация Bristol-Myers Squibb решила сделать запуск аналогичного продукта на 35 % дешевле, чем у конкурента. За пару недель до начала авантюры информация попала к маркетологам из Johnson & Johnson. В результате срочных мер вторжение конкурента не было ошеломительным, новое лекарство занимает очень скромные позиции на рынке.
  • «Азовсталь», несмотря на транспортировку за океан, имела возможность продавать украинскую сталь в Америке дешевле, чем местные производители. Некоторое время предприятию это удавалось, но вскоре вмешалось правительство США, назначив внушительную пошлину за ввоз стали из Украины

При кажущейся эффективности, демпинг инструмент очень неоднозначный и рискованный. Всегда нужно осознавать не только возможные материальные издержки. Часто ему сопутствует репутационный ущерб, который гораздо сложнее восполнить, чем любые финансовые потери.

5/5 - (1 голос)