Прямые и косвенные затраты: что это такое и как отслеживать
Один из способов ведения бухучета — классификация расходов. Это необходимо для понимания себестоимости продукта, а также для формирования налоговой базы и ведения отчетности. Разбираемся, какие затраты формируют себестоимость товара, и как в производстве делить затраты на прямые и косвенные.
Какие бывают траты
В бухгалтерском учете делят траты на прямые и косвенные.
Прямые касаются себестоимости производимой продукции. Косвенные — это деньги, которые не входят в себестоимость товара, однако без них производство остановится.
Ни один налоговый акт не содержит четкий перечень расходов: каждая компания составляет свой список самостоятельно. Но определение в законе все же предусмотрено — читай статью 318 НК РФ.
Что такое прямые расходы
Прямые затраты организации — ресурсы, потраченные на производство конкретного товара или услуги. Что входит в список:
- расходные материалы, сырье, комплектующие;
- траты на топливо, энергоресурсы;
- заработные платы, социальные выплаты производственных рабочих;
- амортизация оборудования.
Обрати внимание! У организации, производящей всего одну товарную позицию, все издержки считаются прямыми.
Что такое косвенные расходы
Эти издержки связаны не с одним товаром, а с несколькими видами продукции сразу. И хотя их нельзя отнести к себестоимости продукта или услуги, они влияют на поддержание деятельности компании. Например:
- проценты за кредит;
- плата за аренду;
- заработные платы управленческого персонала, работников офиса;
- траты на рекламу.
Другие виды
Существуют другие классификации трат — основные и накладные, контролируемые и неконтролируемые. Для бухучета и планирования пригодится классификация «Постоянные и переменные издержки».
Постоянные
- Не зависят от объема выпускаемой продукции
- Арендная плата, амортизация, коммунальные услуги
Переменные
- Находятся в зависимости от объема и реализации товара
- Зарплаты сотрудников, сырье, упаковки, тары
Отдельно выделяют внереализационные расходы — траты, не связанные с производством и реализацией. Сюда относят штрафы, пени, оплату банковских услуг.
Кто должен вести разделение
Вести бухучет с обязательным разделением основных затрат на прямые и косвенные обязаны все юридические лица, состоящие на общей системе налогообложения и работающие по методу начисления.
Метод начисления — это способ финансового учета, при котором доходы или расходы признаются в том периоде, к которому они относятся, независимо от факта оплаты. Этот метод могут использовать компании, которые уплачивают налог на прибыль, и чья выручка за прошедшие четыре квартала составила более 1 000 000 рублей.
Другой вариант — кассовый метод: доходы признаются в том периоде, когда была совершена фактическая оплата. Правда, кассовый метод доступен не всем. Он не подходит для:
- лиц, чья выручка превысила 1 000 000 рублей за четыре квартала;
- банков, микрофинансовых и кредитных компаний.
Как вести учет
Зависит от того, какой именно учет ты ведешь: налоговый или бухгалтерский.
Внедрение этих расходов в налоговый учет означает уменьшение налоговой базы и расчет итогового налога. Но здесь нужно не ошибиться и правильно рассчитать время — привязку к реализации итоговой продукции.
- Прямые затраты на продукцию списываются только тогда, когда товар реализован. Если продукт пылится на складе, уменьшить базу за него нельзя.
- Косвенные списываются сразу — без привязки к продукции. Как только издержки возникают, сразу происходит списание.
В бухучете деление нужно, чтобы сформировать себестоимость продукта.
Как списывать расходы
Несколько коротких советов, которые помогут тебе правильно вести бухучет.
- Списывай прямые затраты в тот же период, когда продукт был реализован. Неважно, когда поступила оплата.
- Постарайся сделать так, чтобы данные в бухгалтерском и налоговом учетах были схожи. В противном случае придется долго объяснять налоговой, что здесь нет никакого обмана.
- Не распределяй косвенные траты, а списывай сразу же.