Что такое коммерческое предложение простыми словами?
Если ты работаешь в B2B, то коммерческое предложение может стать отличным помощником в продажах. Что это и как его использовать с максимальной пользой для бизнеса? Попробуем открыть для тебя что-то новое.
Что такое КП
КП — рекламное письмо с информацией о продукции или услугах, основная его цель — предложение сотрудничества. КП обычно используют, когда один бизнес предлагает услуги или товары другому. Например, одна компания занимается производством краски, а другая — делает деревянных лошадок, которых нужно раскрасить. Первая может предложить второй сотрудничество в плане поставок товара. КП могут быть предназначены государственным организациям.
Коммерческие предложения обычно отправляют электронной почтой. Можно это сделать в соцсетях, в мессенджерах, «Почтой России», через графу обратной связи на сайте организации. Да хоть голубиной почтой. Главное, чтобы дошло нужному человеку.

Цели и задачи
Задача документа — лаконично, емко рассказать о деятельности организации, продуктах, услугах, и обязательно указать: почему работать стоит именно с нами.
Конечной целью отправки КП должно стать заключение договора. Чтобы понять: работает такой способ продаж или следует что-то менять, проводят аналитику. Эффективность рассылки оценивают по конверсии. Например: когда фирма отправила 100 писем, а получила всего 5 заказов, конверсия равна 5 процентам. Много это или мало — зависит от того, какую прибыль это принесло организации.
Конверсия может быть хоть 80 %, но если наценка минимальна, то есть вероятность, что компания уйдет в минус.
Виды коммерческих предложений
Письмо с предложением партнерства бывает холодным и горячим. Холодные офферы отправляются всем предприятиям, которые в теории могут согласиться на сотрудничество. Их база собирается из открытых источников.
Важно кратко донести суть предложения. Цель холодного КП — заинтересовать потенциальных партнеров, представиться и вывести на диалог. Текст лаконичен, прост и не персонализирован. Минус — при рассылке электронной почтой эти КП часто попадают в папку «Спам». Зато, если этого не произойдет, и КП прочитают, появляется неочевидная выгода: название твоей компании уже будет знакомо организации.
Суть горячего коммерческого предложения — начало обсуждения условий с организацией, уже заинтересованной в работе с тобой. Эти документы, как правило, длиннее. В них перечисляют подробные условия сотрудничества и персональные бонусы. Времени на составление персонализированного КП обычно уходит больше. Но и конверсия выше.
Текст КП
Обычно в компаниях разрабатывают проект коммерческого предложения, который используют все менеджеры по продажам. Это удобно: сотрудникам не нужно постоянно придумывать и писать письма, а руководство видит, что отправляется от имени организации. Часто у фирмы существует база коммерческих предложений для разных клиентов, продуктов и услуг.
Лучшее коммерческое предложение должно цеплять потенциального партнера с первых строк. Важно сразу заинтересовать, но не отпугнуть. Банальные фразы и обезличенность текста помогут клиенту мгновенно забыть, что ты им предлагал.
Обычно образец коммерческого предложения состоит из стандартных частей:
- завлекающий заголовок с темой уведомления;
- введение, где можно подчеркнуть важность этой рассылки;
- основной текст с кратким описанием преимуществ;
- контакты сотрудников.
Часто о конкретной цене в холодном КП не говорится. Хотя можно указать акции, рассказать о возможности получения скидок, расписать дополнительные услуги (доставка, упаковка и т. д.). Если товар или услуга уникальны, почему бы кратко не рассказать об этом?
Когда компания-производитель узнаваема и с хорошей репутацией, информацию об этом тоже можно включить в КП. Плюс упомянуть весомых клиентов, сослаться на отзывы.
Неплохой ход: прописать конкретную выгоду для клиента. Предприятие тратит два миллиона рублей в месяц на расходные материалы, а закупка расходников у тебя снизит затраты на 400 тысяч рублей, качество сохраняется.
В конце КП часто прописывают призыв к действию:
- «Позвоните нам»
- «Запросите прайс»
- «Обратитесь за консультацией» и т. д.

Оформление КП
Вариантов того, как может выглядеть коммерческое предложение, сотни. На вкус и цвет все форматы разные. Предприниматели оценивают внешний вид КП часто в зависимости от личных предпочтений.
Есть красочные презентации с картинками, видео и крутым дизайнерским оформлением, лаконичные варианты с парой фраз и ценой. Работать могут любые форматы: при сделке важна в первую очередь выгода.
При выборе того, как будет выглядеть коммерческое предложение, лучше всего ориентироваться на то, о каких товарах или услугах идет речь в КП. Например, если предлагаешь разработку сайтов или фотосессии, есть смысл прикрепить парочку своих лучших работ, оставив минимум текста. А продажу строительных материалов хорошо дополнить сравнительными ценовыми таблицами с конкурентами.
Что влияет на эффективность рассылки
Не только содержание и дизайн влияют на конверсию КП. Еще перед организацией рассылки нужно учесть много факторов.
- Необходимо правильно определить клиента. Если КП уходят не тем, кому надо, то и конверсия будет никакая. Некоторым предпринимателям вообще невыгодно заморачиваться составлением и рассылкой КП. Когда ты продаешь мебель для офиса — для повышения активных продаж оно имеет смысл. Если делаешь ногти на дому — скорее всего, просто зря потратишь ресурсы. Тут лучше выбрать другие пути предложения своих услуг.
- Наличие базы клиентов. После определения целевой аудитории базу можно наработать или купить. Неплохую конверсию показывает рассылка КП уже существующим клиентам и тем, с кем перестали работать. Письма с темой «У нас новый продукт» или «Сейчас бешеные акции» можно смело направлять им.
- Стоимость рассылки КП. Когда конверсия низкая, а тратится на этот канал продаж много, стоит хорошо проанализировать: работает ли он в этой сфере вообще. Если работает, то можно ли снизить расходы на это? Хотя зачастую КП начинают работать только спустя несколько месяцев. Главное понять: оправдано ожидание или нет?
- Сезонность товаров. Если ты продаешь лыжи, то летом они мало кому понадобятся. Лучше сохранить ресурсы для того, чтобы начать активно рассылать коммерческие предложения ближе к сезону. А то о них просто все забудут к нужному моменту, даже если получат.
Вывод
Если в твоем бизнесе КП реально работают, почему бы их не использовать? Главное четко и кратко напиши, почему ты лучший. Люди ценят, когда экономят их время и говорят по делу. А для получения расширенной информации всегда можно сделать ссылочку на сайт.