Отчеты для инвесторов
Если вы имеете свой бизнес, то наверняка понимаете важность финансовой отчетности для привлечения потенциальных инвесторов и удержания существующих. Но как ее правильно составлять — темный лес. В статье расскажем: кому и зачем нужно знать читать показатели компании, где заинтересованные лица могут найти вашу отчетность, каким требованиям должен соответствовать документ. Покажем разницу между документами для разных групп пользователей и приведем пример финансового отчета для инвестора.
Финансовый отчет — это документ, содержащий полную исчерпывающую информацию о состоянии дел в компании на конкретный момент времени. Документ расскажет читателю о движении денежных средств, прибыльности, финансовых рисках, перспективах роста.
Он может быть годовым, ежеквартальным или ежемесячным.
Кому интересно читать отчеты компании:
- инвесторам (потенциальным и настоящим);
- акционерам;
- кредиторам;
- поставщикам и покупателям;
- налоговым органам;
- общественности (СМИ, регулирующие органы, различные общественные организации).
Зачем инвесторам и другим заинтересованным лицам изучать показатели компании
Потенциальному инвестору финансовые данные нужны, чтобы понять перспективность бизнеса: насколько рискованно ведутся дела, есть ли спрос на продукт, стоит ли вкладывать деньги и какую отдачу можно ожидать.
Собственникам документ расскажет о реальном состоянии дел в компании и перспективах развития: есть ли прибыль, растет ли она из года в год, эффективно ли руководство использует средства, каких дивидендов стоит ожидать.
Кредиторы ищут информацию о платежеспособности фирмы и решают: стоит ли предоставлять займы, в каком размере и на какой срок.
Налоговики контролируют насколько правильно были подсчитаны и уплачены налоги в бюджет.
Поставщики ищут гарантий: способна ли компания оплачивать поставленные материалы.
Покупатели хотят понять, будут ли товары поступать вовремя и в нужном объеме.
Как получить отчетность компаний
Где можно найти финансовую информацию о компании:
- Сайт Росстата. Здесь хранятся данные всех зарегистрированных в РФ компаний за последние пять лет. Для поиска информации понадобится ИНН и/или ОКПО (Общероссийский классификатор предприятий и организаций) юридического лица.
- Государственный информационный ресурс бухгалтерской отчетности (ГИР БО). Сюда ФНС выкладывает бухгалтерские отчеты компаний. Информацию можно получить бесплатно.
- СМИ. Все зарегистрированные на территории РФ организации обязаны обнародовать свою отчетность до 1 июля каждого года. Это может быть собственный сайт компании, печатные издания, выпуск брошюр, буклетов и т.д.

Стандарты составления отчетов
25 ноября 2011 года Министерство Финансов РФ утвердило приказ №160 о введении МСФО в Российской Федерации. МСФО — это международные стандарты финансовой отчётности.
Главный стандарт, регулирующий составление отчетности, — МСФО (IAS) 1 «Представление финансовой отчетности». Согласно ему в документе обязательно должны быть описаны:
- движение денежных средств (ДДС);
- прибыль и убытки (ОПУ);
- изменения уставного, резервного, дополнительного капиталов;
- активы и пассивы (Баланс);
- примечания, поясняющие нюансы учетной политики и другие важные моменты.
МСФО диктует следующие требования:
- информация должна быть полной;
- предоставлять отчет нужно своевременно;
- главное в документе — содержание, а не форма;
- данные не должны противоречить друг другу.
Кроме того, МСФО (IAS) 1 требует:
- документ должен быть полезным для всех заинтересованных лиц;
- информацию нужно представлять так, чтобы ее можно было сопоставить с данными из отчетов за любой из предыдущих периодов;
- должен соблюдаться принцип начисления — то есть экономические события признаются в том периоде, в котором они случаются, а не тогда, когда они вызывают движение денежных средств.
Содержимое годового финансового отчета и отчета инвестору
Не существует единого формата представления финансового документа — все зависит от конкретного бизнеса и целей составления отчета. Но есть общие правила относительно состава документа.
Рассмотрим на примере, чем отличается содержание годового отчета от отчета для инвесторов.
Годовой финансовый отчет обычно содержит:
- ДДС;
- ОПУ;
- информацию об изменении капиталов;
- Баланс;
- примечания;
- письмо акционерам;
- обзор основных финансовых показателей и хоздеятельности;
- отчет руководства о результатах своей работы и текущего положения дел;
- заявление об ответственности руководства и список руководящего состава предприятия;
- результаты аудиторской проверки.
Отчеты компании для инвесторов могут быть более развернутыми:
- ДДС;
- ОПУ;
- информацию об изменении капиталов;
- Баланс;
- примечания;
- отчет об успехах;
- примеры успешной работы с клиентами;
- отзывы о фирме;
- анализ неудачных моментов;
- статистические данные (сколько клиентов привлекли и удержали, позиции продукта на рынке и т.д.);
- графики изменения прибыли по месяцам;
- список и суммы заключенных сделок;
- список возможных партнеров;
- кадровые изменения на ведущих позициях.
Если это документ для уже сложившихся в бизнес инвесторов, то можно включить в него просьбы и благодарности.

Пример финансового отчета инвестору
Рассмотрим пример финансовой отчетности для уже вложившегося в бизнес инвестора — какие пункты важно указать и почему:
- Обложка. Формирует первое впечатление, поддерживает имидж, отражает бренд. Ее главная цель — вызвать у читателя желание открыть документ и прочитать его до конца. Поэтому подача может быть как официозно-сухой, так и креативной (с юмором, лозунгами и т.д.) — зависит от специфики бизнеса.
- Обращение к инвестору. Этот пункт задает общий вектор и тон документа. Рассказывает об основных достижениях фирмы за период, а также о том, что планируется предпринять для развития бизнеса в ближайшем будущем и в долгосрочной перспективе.
- Основные моменты. Идет упор на успехи. Как взаимодействовали с клиентами, какие приемы и стратегии принесли успех, а какие планируете протестировать (и в последующих отчетах рассказать о результатах этих тестов). Тут же надо рассказать о прибыли и понесенных убытках. Объяснить, какие и почему были допущены ошибки, как планируете не допустить их в будущем.
- Статистика. Здесь важны цифры: объем рынка, объем продаж, доля продукта на рынке, уровень цен, маржинальность, внешние факторы, влияющие на рынок. Указываем общее число клиентов и показатели удержания. Если показатели неутешительные, важно дать пояснения, почему так произошло и как улучшить их в будущем.
- Финансовый отчет. Сюда входят стандартные данные о движении средств, изменении капиталов, балансе. Здесь же даем прогнозы по развитию бизнеса, описываем воронку продаж, ее эффективность, теории по корректировке (если нужны), данные по оттоку клиентов.
- Новые разработки. Сюда нужно включить информацию по заключенным сделкам и потенциальным партнерам (с кем собираетесь начать работать), планируете ли выходить на новые рынке и как именно. Если установили какие-то важные для развития связи, тоже укажите — это важно для понимания перспектив бизнеса.
- Команда. Конечно, не нужно расписывать весь коллектив фирмы. Укажите имена управляющего состава, какие изменения произошли за отчетный период и почему, как новые люди должны повлиять на развитие бизнеса.
- Просьбы. Не больше стратегически важных для компании просьб. Расскажите, в какой помощи нуждается компания и почему, как решение проблем повлияет на будущее бизнеса в целом.
- Благодарности. Получать комплименты всегда приятно. Покажите, как вы благодарны инвестору за помощь, подчеркните важность их участия в жизни компании.
И напоследок совет: пишите «человеческим» языком, чтобы любой заинтересованный пользователь видел, что имеет дело с живыми людьми. Старайтесь облегчить понимание документа, представляйте данные в виде списков, графиков, инфографики — так информацию легче воспринимать и сравнивать. Работайте над оформлением, но не увлекайтесь «украшательством», ведь читателю важна информация, а не «обертка».