Выбор цветового оформления сайта
Отчет онлайн
7 мин

Отчеты для инвесторов

Если вы имеете свой бизнес, то наверняка понимаете важность финансовой отчетности для привлечения потенциальных инвесторов и удержания существующих. Но как ее правильно составлять — темный лес. В статье расскажем: кому и зачем нужно знать читать показатели компании, где заинтересованные лица могут найти вашу отчетность, каким требованиям должен соответствовать документ. Покажем разницу между документами для разных групп пользователей и приведем пример финансового отчета для инвестора.

Финансовый отчет — это документ, содержащий полную исчерпывающую информацию о состоянии дел в компании на конкретный момент времени. Документ расскажет читателю о движении денежных средств, прибыльности, финансовых рисках, перспективах роста.

Он может быть годовым, ежеквартальным или ежемесячным. 

Кому интересно читать отчеты компании:

  • инвесторам (потенциальным и настоящим);
  • акционерам;
  • кредиторам;
  • поставщикам и покупателям;
  • налоговым органам;
  • общественности (СМИ, регулирующие органы, различные общественные организации).

Зачем инвесторам и другим заинтересованным лицам изучать показатели компании

Потенциальному инвестору финансовые данные нужны, чтобы понять перспективность бизнеса: насколько рискованно ведутся дела, есть ли спрос на продукт, стоит ли вкладывать деньги и какую отдачу можно ожидать. 

Собственникам документ расскажет о реальном состоянии дел в компании и перспективах развития: есть ли прибыль, растет ли она из года в год, эффективно ли руководство использует средства, каких дивидендов стоит ожидать.

Кредиторы ищут информацию о платежеспособности фирмы и решают: стоит ли предоставлять займы, в каком размере и на какой срок.

Налоговики контролируют насколько правильно были подсчитаны и уплачены налоги в бюджет.

Поставщики ищут гарантий: способна ли компания оплачивать поставленные материалы.

Покупатели хотят понять, будут ли товары поступать вовремя и в нужном объеме.

Как получить отчетность компаний

Где можно найти финансовую информацию о компании:

  1. Сайт Росстата. Здесь хранятся данные всех зарегистрированных в РФ компаний за последние пять лет. Для поиска информации понадобится ИНН и/или ОКПО (Общероссийский классификатор предприятий и организаций) юридического лица.
  2. Государственный информационный ресурс бухгалтерской отчетности (ГИР БО). Сюда ФНС выкладывает бухгалтерские отчеты компаний. Информацию можно получить бесплатно.
  3. СМИ. Все зарегистрированные на территории РФ организации обязаны обнародовать свою отчетность до 1 июля каждого года. Это может быть собственный сайт компании, печатные издания, выпуск брошюр, буклетов и т.д.
Стандарты составления отчетов

Стандарты составления отчетов

25 ноября 2011 года Министерство Финансов РФ утвердило приказ №160 о введении МСФО в Российской Федерации. МСФО — это международные стандарты финансовой отчётности.

Главный стандарт, регулирующий составление отчетности, — МСФО (IAS) 1 «Представление финансовой отчетности». Согласно ему в документе обязательно должны быть описаны:

  • движение денежных средств (ДДС);
  • прибыль и убытки (ОПУ);
  • изменения уставного, резервного, дополнительного капиталов;
  • активы и пассивы (Баланс);
  • примечания, поясняющие нюансы учетной политики и другие важные моменты.

МСФО диктует следующие требования:

  • информация должна быть полной;
  • предоставлять отчет нужно своевременно;
  • главное в документе — содержание, а не форма;
  • данные не должны противоречить друг другу.

Кроме того, МСФО (IAS) 1 требует: 

  • документ должен быть полезным для всех заинтересованных лиц;
  • информацию нужно представлять так, чтобы ее можно было сопоставить с данными из отчетов за любой из предыдущих периодов;
  • должен соблюдаться принцип начисления — то есть экономические события признаются в том периоде, в котором они случаются, а не тогда, когда они вызывают движение денежных средств.

Содержимое годового финансового отчета и отчета инвестору

Не существует единого формата представления финансового документа — все зависит от конкретного бизнеса и целей составления отчета. Но есть общие правила относительно состава документа. 

Рассмотрим на примере, чем отличается содержание годового отчета от отчета для инвесторов.

Годовой финансовый отчет обычно содержит:

  • ДДС;
  • ОПУ;
  • информацию об изменении капиталов;
  • Баланс;
  • примечания;
  • письмо акционерам;
  • обзор основных финансовых показателей и хоздеятельности;
  • отчет руководства о результатах своей работы и текущего положения дел;
  • заявление об ответственности руководства и список руководящего состава предприятия;
  • результаты аудиторской проверки.

Отчеты компании для инвесторов могут быть более развернутыми:

  • ДДС;
  • ОПУ;
  • информацию об изменении капиталов;
  • Баланс;
  • примечания;
  • отчет об успехах;
  • примеры успешной работы с клиентами;
  • отзывы о фирме;
  • анализ неудачных моментов;
  • статистические данные (сколько клиентов привлекли и удержали, позиции продукта на рынке и т.д.);
  • графики изменения прибыли по месяцам;
  • список и суммы заключенных сделок;
  • список возможных партнеров;
  • кадровые изменения на ведущих позициях.

Если это документ для уже сложившихся в бизнес инвесторов, то можно включить в него просьбы и благодарности.

Пример финансового отчета инвестору

Пример финансового отчета инвестору

Рассмотрим пример финансовой отчетности для уже вложившегося в бизнес инвестора — какие пункты важно указать и почему:

  1. Обложка. Формирует первое впечатление, поддерживает имидж, отражает бренд. Ее главная цель — вызвать у читателя желание открыть документ и прочитать его до конца. Поэтому подача может быть как официозно-сухой, так и креативной (с юмором, лозунгами и т.д.) — зависит от специфики бизнеса.
  2. Обращение к инвестору. Этот пункт задает общий вектор и тон документа. Рассказывает об основных достижениях фирмы за период, а также о том, что планируется предпринять для развития бизнеса в ближайшем будущем и в долгосрочной перспективе.
  3. Основные моменты. Идет упор на успехи. Как взаимодействовали с клиентами, какие приемы и стратегии принесли успех, а какие планируете протестировать (и в последующих отчетах рассказать о результатах этих тестов). Тут же надо рассказать о прибыли и понесенных убытках. Объяснить, какие и почему были допущены ошибки, как планируете не допустить их в будущем.
  4. Статистика. Здесь важны цифры: объем рынка, объем продаж, доля продукта на рынке, уровень цен, маржинальность, внешние факторы, влияющие на рынок. Указываем общее число клиентов и показатели удержания. Если показатели неутешительные, важно дать пояснения, почему так произошло и как улучшить их в будущем.
  5. Финансовый отчет. Сюда входят стандартные данные о движении средств, изменении капиталов, балансе. Здесь же даем прогнозы по развитию бизнеса, описываем воронку продаж, ее эффективность, теории по корректировке (если нужны), данные по оттоку клиентов.
  6. Новые разработки. Сюда нужно включить информацию по заключенным сделкам и потенциальным партнерам (с кем собираетесь начать работать), планируете ли выходить на новые рынке и как именно. Если установили какие-то важные для развития связи, тоже укажите — это важно для понимания перспектив бизнеса.
  7. Команда. Конечно, не нужно расписывать весь коллектив фирмы. Укажите имена управляющего состава, какие изменения произошли за отчетный период и почему, как новые люди должны повлиять на развитие бизнеса.
  8. Просьбы. Не больше стратегически важных для компании просьб. Расскажите, в какой помощи нуждается компания и почему, как решение проблем повлияет на будущее бизнеса в целом.
  9. Благодарности. Получать комплименты всегда приятно. Покажите, как вы благодарны инвестору за помощь, подчеркните важность их участия в жизни компании. 

И напоследок совет: пишите «человеческим» языком, чтобы любой заинтересованный пользователь видел, что имеет дело с живыми людьми. Старайтесь облегчить понимание документа, представляйте данные в виде списков, графиков, инфографики — так информацию легче воспринимать и сравнивать. Работайте над оформлением, но не увлекайтесь «украшательством», ведь читателю важна информация, а не «обертка».

Комментарии

Читайте по теме