Как применять KPI в 2022 году
В настоящее время используются две системы материальной мотивации:
- система KPI,
- система OKR.
Эта статья посвящена KPI. Расшифровывается как ключевые показатели эффективности. Их еще называют ключевые показатели результатов деятельности.
Самое важное, что нужно понимать и знать про KPI — это не отдельная система, а одна из составляющих общей системы достижения целей компании. KPI связан с системой сбалансированных показателей (ССП).
На данный момент существует два подхода к разработке KPI.

Система KPI выступает как инструмент реализации стратегии, поскольку переводит стратегию в конкретные, измеримые действия и доводит стратегию до каждого сотрудника компании.
Что нужно для внедрения KPI в компании?
- Видение (VISION) — это то, чего хочет собственник от компании.
- Стратегия — понимание, как достичь видения.
- Задачи — описание того, что должен сделать каждый из отделов для достижения цели за определенный период.
- Система учета для сбора и обработки данных всех подразделений.
- Описание бизнес-процессов. Важно понимать, кто и чем занимается, какие у людей задачи, компетенции, зоны ответственности.
Требования к формулировке KPI
- ориентированность на стратегические цели;
- достоверность;
- необходимый уровень сложности вычисления (расчеты должны быть понятны сотрудникам);
- своевременность (значение KPI должно быть доступно в нужное время);
- достижимость планируемого значения KPI;
- доступность для использования в ССП;
- контролируемость;
- взаимосвязанность и работа на общий результат.
Важно!
Компании необходимо 15–20 показателей.
Подразделению — около 7–10.
Одному сотруднику — не больше 5.
Виды KPI
- Количественные показатели
Оценивают количественно выраженные результаты: деньги, объем продукции, время, количество людей и т. д. - Качественные показатели
Оценивают качественные результаты деятельности с помощью баллов, рейтингов. - Запаздывающие
Отдаленные и необратимые результаты за длительный период — выручка, прибыль - Опережающие или оперативные показатели
Позволяют управлять положением дел в течение отчетного периода для достижения, поставленных целей по его завершении: объем продаж, размер клиентской базы, дебиторская и кредиторская задолженность.
- Индивидуальные показатели
- Групповые показатели (командные)
- Финансовые показатели
- Нефинансовые показатели
Например, цели бизнес-процесса «продажи»: увеличение клиентской базы, сохранение клиентской базы. KPI: число новых клиентов, процент от продаж новым клиентам, число повторных обращений.
Алгоритм внедрения системы KPI
- определить глобальные задачи компании;
- исходя из целей рассчитать показатели для подразделений и руководителей;
- дать руководителям выбрать персональные КРI для каждого сотрудника;
- ознакомить сотрудников с системой;
- отслеживать данные и собирать обратную связь по итогам внедрения.
Система KPI — это инструмент, который отдельно не работает. KPI — это часть системы, которая направлена на достижение целей всей компании и каждого сотрудника, в частности.