Выбор цветового оформления сайта
3 мин

Как применять KPI в 2022 году

В настоящее время используются две системы материальной мотивации: 

  • система KPI, 
  • система OKR. 

Эта статья посвящена KPI. Расшифровывается как ключевые показатели эффективности. Их еще называют ключевые показатели результатов деятельности.

Самое важное, что нужно понимать и знать про KPI — это не отдельная система, а одна из составляющих общей системы достижения целей компании. KPI связан с системой сбалансированных показателей (ССП). 

На данный момент существует два подхода к разработке KPI.

KPI

Система KPI выступает как инструмент реализации стратегии, поскольку переводит стратегию в конкретные, измеримые действия и доводит стратегию до каждого сотрудника компании. 

Что нужно для внедрения KPI в компании? 

  • Видение (VISION) — это то, чего хочет собственник от компании.
  • Стратегия — понимание, как достичь видения.
  • Задачи — описание того, что должен сделать каждый из отделов для достижения цели за определенный период.
  • Система учета для сбора и обработки данных всех подразделений.
  • Описание бизнес-процессов. Важно понимать, кто и чем занимается, какие у людей задачи, компетенции, зоны ответственности.

Требования к формулировке KPI 

  • ориентированность на стратегические цели;
  • достоверность;
  • необходимый уровень сложности вычисления (расчеты должны быть понятны сотрудникам);
  • своевременность (значение KPI должно быть доступно в нужное время);
  • достижимость планируемого значения KPI;
  • доступность для использования в ССП;
  • контролируемость;
  • взаимосвязанность и работа на общий результат.

Важно!

Компании необходимо 15–20 показателей.

Подразделению — около 7–10.

Одному сотруднику — не больше 5.

Виды KPI 

  • Количественные показатели
    Оценивают количественно выраженные результаты: деньги, объем продукции, время, количество людей и т. д.
  • Качественные показатели
    Оценивают качественные результаты деятельности с помощью баллов, рейтингов.
  • Запаздывающие
    Отдаленные и необратимые результаты за длительный период — выручка, прибыль 
  • Опережающие или оперативные показатели
    Позволяют управлять положением дел в течение отчетного периода для достижения, поставленных целей по его завершении: объем продаж, размер клиентской базы, дебиторская и кредиторская задолженность.
  • Индивидуальные показатели
  • Групповые показатели (командные)
  • Финансовые показатели
  • Нефинансовые показатели

Например, цели бизнес-процесса «продажи»: увеличение клиентской базы, сохранение клиентской базы. KPI: число новых клиентов, процент от продаж новым клиентам, число повторных обращений.

Алгоритм внедрения системы KPI 

  • определить глобальные задачи компании;
  • исходя из целей рассчитать показатели для подразделений и руководителей;
  • дать руководителям выбрать персональные КРI для каждого сотрудника;
  • ознакомить сотрудников с системой;
  • отслеживать данные и собирать обратную связь по итогам внедрения.

Система KPI — это инструмент, который отдельно не работает. KPI — это часть системы, которая направлена на достижение целей всей компании и каждого сотрудника, в частности. 

Комментарии

Читайте по теме