Ключевые показатели эффективности


Ключевые показатели эффективности помогают оценить работу сотрудников и внедрить систему мотивации. Это также удобная метрика для анализа деятельности предприятия и  рентабельности. 

Рассчитать KPI возможно для конкретных сотрудников, отделов и компании, для выявления слабых мест и стимулирования работы на результат.   

Ключевой показатель эффективности (KPI)

Подробно о KPI

В текущей ситуации предприниматели вынуждены развиваться в условиях гиперконкуренции, что требует оперативного реагирования на изменения рынка и внедрения новых решений для повышения эффективности бизнес-процессов. 

Ключевые показатели эффективности (Key Performance Indicators) — индекс оценки функционирования компании, отражающий полноту решения задач в целом для предприятия и подразделений, отдельных служащих в частности. Это наглядная демонстрация реализации стратегических планов развития проекта. 

Назначение KPI

Количественная оценка рабочих позволяет получить практические данные об их ценности, зафиксировать прогресс и сравнить полученные результаты с конкурентами. Изначально KPI применялись только в сфере торговли, так как дают возможность проанализировать работу персонала и менеджеров, однако сейчас их использование возможно в разных отраслях и обеспечивает мониторинг на всех уровнях компании. 

Так, для маркетологов это демонстрация успеха рекламных кампаний и средств привлечения потенциальных покупателей, для сбытовиков – отметка конъюнктуры рынка, торговых издержек, продаж и производительности торговых отделов. Финансисты применяют данные для анализа ликвидности, привлекательности бизнеса для инвесторов, отчета о доходах и расходах. 

Правильно выстроенная система KPI позволяет

  • получить нормативы стратегической работоспособности предприятия;
  • рассчитать количественную оценку решения задач; 
  • сделать прогноз на ближайший период;
  • предупредить о спаде или росте;
  • принять обоснованные решение по дальнейшему развитию;
  • сконцентрировать работу над приоритетными целями;
  • повысить ответственность трудящихся; 
  • определить качество работы всего предприятия и его конкретных компонентов. 
Виды KPI

Виды KPI 

Виды ключевых показателей эффективности различаются по метрике и области использования, а также по выбранному периоду.

Основные виды KPI:

  • результата — количественная мера достижения целей;
  • затрат — индикатор ресурсных расходов; 
  • функционирования — соответствие процесса установленному алгоритму; 
  • производительности — соотношение итогов и времени на их получение; 
  • эффективности — кратность результата к расходам ресурсов. 

Key Performance Indicators по времени делятся на:

  • запаздывающие — финансовые характеристики, демонстрирующие итоги проделанной работы и потенциальные возможности.
  • оперативные — анализ качества рабочих процессов в течение отчетного срока, что обеспечит повышение плодотворности в моменте и корректировку стратегии развития. 

Можно отдельно выделить индивидуальные, командные и проектные индикаторы. 

Поэтапные правила внедрения KPI

Введение системы оценки требует предварительной подготовки и пошагово осуществления. От этих индикаторов будет зависеть много аспектов деятельности, таких как формирование бюджета, план развития, мониторинг, требования к персоналу и схема мотивации.  

  1. Определение ключевых метрик и формирование списка основных аспектов, влияющих на ваше дело (объем продаж, трафик, конверсия, средний чек). 
  2. Составление матрицы и расчет количественных целей для работников (денежный поток, доля пользователей, новые покупатели, срок обработки возражений). 
  3. Разработка мотивационной программы (премирование, соц.пакет, обучение, корпоративные мероприятия, зарубежные командировки). 
  4. Разъяснительная работа с персоналом. 
  5. Внедрение проекта и обратная связь. 
  6. Составление таблиц и формул для наглядного вычисления. 
  7. Контроль за запуском системы ключевых показателей эффективности. 
Преимущества KPI

Преимущества KPI 

Использование этой системы полностью оправдано, несмотря на большие издержки времени и сил при введении метрики в использование. 

Главные плюсы Key Performance Indicators: 

  • эффективность работника повышается на 20-30%; 
  • наглядная расстановка приоритетности задач; 
  • облегченный контроль деятельности компании и персонала; 
  • расчет заработной платы позволяет удерживать ценные кадры; 
  • фонд оплаты перестает быть основным источников расходов, переходит в разряд средств мотивации; 
  • своевременное обнаружение и устранение проблем; 
  • актуальная корректировка бизнес-процессов и стратегий. 

Ключевые показатели эффективности в продажах

Цифры, по которым можно отследить результативность менеджеров отдела продаж, особенно актуальны в сфере торговли, так как отражают рентабельность. 

KPI этой сфере можно разбить на: 

  • количественные (средний чек, конверсия, продажи);
  • денежные (объем продаж, доход); 
  • клиентские (постоянные и новые покупатели, положительные отзывы); 
  • корпоративные (денежный поток и количество клиентов у каждого отдела или служащего). 

Для регулирования продаж лучше использовать опережающие факторы, так как запаздывающие напрямую зависят от них. 

Ключевые показатели эффективности в производстве

KPI деятельности предприятия делятся на два основных вида: оперативные и стратегические. К оперативным относятся индикаторы успешной организации и управления производством, поставок, количества и качества сделанной продукции. Стратегические демонстрируют итоги функционирования за конкретный период на основе анализа денежных потоков и описывают рентабельность. 

Ключевые показатели эффективности объекта можно разделить по статьям: 

  • затрат — стоимость и объем израсходованных ресурсов;
  • производительности — процентное отношение использования действующих мощностей;
  • отдачи — соотношение индикаторов (например, дохода и расхода);
  • итогов — отражение результатов работы в цифрах. 

Ключевые показатели эффективности в интернет-маркетинге

Маркетинг оперирует не только креативами, но и аналитическими данными, отраженными в виде цифр. 

KPI при продвижении в интернете:

  • цена клика (CPC) — стоимость перехода по объявлению; 
  • кликабельность (CTR) — соотношение количества переходов к показам; 
  • стоимость действия (CPA) — цена совершенного действия, которое определяется рекламодателем (подписка, скачивание, заполнение анкеты); 
  • коэффициент конверсии —  отношение целевых действий к общему посещению сайта; 
  • стоимость лида — цена за клиента, который обратился за консультацией; 
  • CPO — стоимость посетителя, который купил товар (услугу); 
  • коэффициент возврата маркетинговых инвестиций — рентабельность вложенных средств в продвижение;
  • доля рекламных расходов — процентная величина затрат на маркетинг.

Ключевые показатели эффективности в управлении персоналом

Для аттестации работы сотрудников удобно использовать «триаду эффективности: 

  • количество — норма выработки, переработка и выполнение дополнительных поручений; 
  • качество — соответствие пожеланиям руководства, отсутствие ошибок, жалоб клиента, брака производства; 
  • срок — время решение задач, соответствие дедлайнам, досрочное выполнение или опоздание. 

Одновременное выполнение всех трех пунктов затруднительно, но даже соответствие двум из них значительно повышает КПД и может быть вознаграждено. 

Ключевые показатели эффективности и система мотивации

Разработка мотивации на основе данных о KPI исключает формальный подход к работе и побуждает на применение инновационных методик для достижения результатов и выполнения поставленных целей. 

Система мотивации позволяет: 

  • стимулировать работу на отдачу; 
  • организовать функционирование предприятия как единого организма, где рост коэффициента полезного действия отделов улучшает общую ценность; 
  • поощрить трудолюбивый персонал; 
  • сделать оценку и премирование прозрачными. 
Практические примеры расчетов

Примеры расчетов

Формула расчета индивидуального значения для каждого показателя = (фактически выполненные задачи запланированные задачи) х 100% 

Общий показатель эффективности сотрудника — это среднее значение всех KPI по отдельным индикаторам. 

KPI отдела — среднее значение общих KPI всех сотрудников. 

Формулы расчета индивидуальны для каждой отрасли и зависят от поставленных задач и методов анализа. 

При качественной разработке и успешном внедрении метрик для анализа результативности, система Key Performance Indicators оправдывает все затраты, дает большие преимущества при управлении компанией и способствует развитию. 

3.7/5 - (3 голоса)