Лидерство во время кризиса

В кризис очень просто понять, кто занимает лидирующие позиции, а кто готов сдаться перед первой же трудностью. Сейчас то время, когда лидеры нужны как никогда. Потому что страна столкнулась с небывалым по масштабом кризисным явлением. То, как лидеры смогут с этим справиться, напрямую влияет на будущее миллионов людей.

Выживание лидеров в условиях кризиса

Исторические лидеры понимали, какие решения стоит принимать в хаос. И тогда, когда многие из них избегали ответственности и пытались переложить ее на кого-то другого, они вели страну вперед.

Лидеры должны иметь навыки и знания, которые помогут вывести из хаоса и успешно управлять доверенными им массами людей. Они должны уметь собрать команду, которая поможет решать проблемы. В нее должны входить лучшие специалисты, а не теоретики. Сам же лидер должен принимать решение неторопливо, хорошо обдумывая каждое свое действие. После он станет во главе коллектива, который на первой встрече будет пытаться ответить на следующие вопросы:

  1. Реальна ли угроза для организации или отдельных ее сотрудников?
  2. Какие меры нужно предпринять уже сейчас, чтобы вывести коллектив из-под угрозы?
  3. Можно ли понять, в чем причина произошедшего?
  4. Есть ли у команды, принимающей решения, полномочия, чтобы внедрить какие-либо изменения?
  5. Можно ли установить контакт с теми, кто может содействовать компании?

Что делать в кризис

  1. Развивать лидерство
    Настоящий лидер идет вперед и ведет за собой людей. Это амбициозный человек, который знает, чего хочет, и активно движется в этом направлении. Он загорается разными идеями и заряжает ими всех остальных. За основу можно брать чужой опыт, но лучше относиться к таким предложениям с осторожностью: в сложные времена появляется много шарлатанов, которые только притворяются экспертами.
  2. Самоорганизация
    В кризис не всегда удается действовать в соответствии с логикой и рациональностью. Требуется быть гибким, просчитывать все наперед, будто в шахматной партии. Поэтому человеку приходится менять свои привычки. Простой пример: рациональный человек планирует свой маршрут и сверяется с компасом, чтобы все было точно, а иррационал — видит лишь результат, не продумывает стратегий, и решает возникшие проблемы по мере их поступления.
  3. Тревожность
    Обычно группа считывает настроение лидера и поддается его влиянию даже на невербальном уровне. Если он чем-то обеспокоен, то то же самое будет мучить и всех остальных. Чтобы тревожность не взяла верх, психике нужно давать разрядку. Это поможет не проецировать плохое настроение и агрессию на подчиненных, которые могут направить все это в обратный поток. Нужно бороться со страхами и тревогами, не позволяйте чувствам взять верх над разумом.
  4. Договоренности
    Сохранять прежние договоренности сейчас удается не всем. Менять правила игры приходится буквально на всех уровнях: сотрудникам урезать премии, для партнеров пересматривать условия сотрудничества, с высшим руководством говорить об отсутствии перспектив для построения карьеры. И никто не упрекнет во лжи или срыве договоров, если вы сможете грамотно донести свою позицию через искусство переговоров.
  5. Руководство
    Руководитель должен находить в себе силы принимать непопулярные решения. На первых порах они могут критиковаться, пока группа не поймет, что все сделано ради ее блага. Чтобы пойти против группы, нужно иметь мужество и мотивацию на достижение целей. Нельзя бояться последствий, страх вообще плохое для руководителей чувство. Нужно быть сильным и уметь выстраивать коммуникацию с сотрудниками. Причем учитесь сообщать не только хорошие, но и плохие новости. Именно в кризис видно хорошего руководителя — в обычное время процесс выстроен хорошо и без его ясного участия.
  6. Моральный дух
    Кризис — время для проверки корпоративного духа. Должна чувствоваться поддержка лидера командой. Если ее нет — коллектив скоро прекратит существование. И само собой эта ситуация не исправится, нужно создать условия для сопереживания — возродить традиции, придумать корпоративный ритуал и т.д. Нужно больше общаться с сотрудниками, делиться с ними победами и бедами, рассказывать легенды, связанные с компанией, и т.д.
  7. Контроль
    Придется пересмотреть управленческие привычки. Но не нужно пускаться в гиперконтроль — это только будет раздражать сотрудников и никак не повысит эффективность работы. Распределяйте внимание равномерно, доверяйте сотрудникам, разрешайте им планировать ежедневную работу самостоятельно. От вас требуется поддержка и опыт наставника, но никак не роль надсмотрщика. Ищите баланс. От вас требуется поддержка и опыт наставника, но никак не роль надсмотрщика. Ищите баланс.
  8. Тайм-менеджмент
    Время никому неподвластно. Но можно распоряжаться личным временем. В этом суть тайм-менеджмента. Чем подробнее вы составите план на день, тем эффективнее он пройдет.

Как руководители должны заботиться о себе и сотрудниках во время кризиса

  1. Лидер должен концентрироваться на целях компании и не отступаться от них ни на минуту. Он должен работать на перспективу и мотивировать на это остальных сотрудников.
  2. Он должен быть личным примером для команды и поддерживать с ними тесную связь. Ему отводится право сообщать о текущем положении дел и оказывать моральную поддержку всем, кто в ней нуждается.
  3. Лидер должен уметь фильтровать информацию и не допускать проникновения фейков в коллектив.
  4. Важны гибкость в принятии решений и изобретательность. Нужно искать возможности сохранять эффективность компании и комфортные условия работы для коллектива.
  5. Лидер должен нести ответственность за слова и действия, а также за руководителей подразделений. Сбор соответствующих данных по филиалам может быть сложным, но полагаться только на личные ощущения или фантазии нельзя. Все должно подтверждаться фактами.
  6. Ставить себя на место подчиненных, чтобы лучше понимать, что им нужно и какие проблемы перед ними возникают. В первую очередь лучше учитывать базовые потребности по пирамиде Маслоу. Также многие боятся потерять работу или доход, об этом тоже руководитель должен подумать. Своим примером он должен показывать, как важно концентрироваться на целях и упорно работать над их достижением.
  7. Лидер должен быть примером для подражания. Он должен заряжать оптимизмом и любовью к работе. В момент кризиса это особенно важно, иначе команда потеряет мотивацию и желание что-либо делать. Даже в худшие времена он не должен терять лицо и продвигать в массы упаднические настроения. Нужно, чтобы сотрудники всегда могли обратиться к лидеру напрямую и обсудить с ним все, что беспокоит. Он должен принимать участие в жизнях подчиненных и быть не только руководителем, но и товарищем.
  8. Решения и действия должны быть понятными и честными. Чтобы добиться этого, можно проводить еженедельные собрания, в ходе которых разъяснять ситуацию. Говорите о том, что происходит в компании, просите совета у команды и прислушивайтесь к ее мнению.
  9. Изобретательность — важное условие для баланса между потребностями ЦА и целями компании. Нужно уметь вовремя внедрять изменения и чувствовать обстановку на рынке. Вероятно, придется отойти от привычной стратегии — чаще это идет в плюс компании. Конечно, если глава все взвесил и понял, что без этого успеха не добиться.
  10. Обязательное условие — личная ответственность за принятые решения и удаленных сотрудников. Нужно держать курс и не мотаться из стороны в сторону. Главное, чтобы решение не основывалось на слухах и домыслах, так как неподтвержденная информация может принести только вред.

Заключение

Лидер должен быть готов принимать непростые решения и демонстрировать уверенность в своих действиях подчиненным. Основываться они должны на фактах или личных суждениях, которые связаны с предпринимательским опытом. В приоритете — забота о нуждах компании и людях, работающих на ее благо. Если вы будете думать о сотрудниках, они начнут думать о вас.

Ответственность, возложенная на лидера, возрастает во время хаоса. Чтобы бизнес оставался на плаву, руководитель должен быть уверен в своих силах. Он не может сомневаться в действиях, которые планирует совершить. Сильный лидер выведет компанию из бури и не позволит кризису ее погубить.

Рейтинг