Мозговой штурм

Иногда решить проблему в одиночку не удается. И речь сейчас не про лень или отсутствие навыков. Скорее, мы про невозможность определить путь решения. Иногда очевидные ответы на вопросы не приходят нам в голову. Глаз замыливается, все, что приходит к голову, кажется неудачным. И тогда самое время использовать метод мозгового штурма.

Участвует несколько лиц. Поиск ответов на вопросы становится быстрее и проще. В рамках рабочего коллектива в мозговом штурме могут принимать участие маркетолог, разработчик продукта, несколько постоянных клиентов и т.д. Состав зависит от задач, поставленных перед штурмом. Это может быть мероприятие среди руководящего состава, маркетингового отдела и даже внутри семьи. Метод применим даже для решения бытовых проблем: например, поездки в отпуск, организации праздника и т.д.


Основополагающие правила метода мозгового штурма

Правил брейншторма много. Перечислим 10 основных:

  1. Важно уделять внимание подготовке. Каждый участник должен знать тему штурма за пару дней до его проведения. Это поможет продумать проблему и уже в самом начале предложить базовые идеи для ее решения.
  2. Чем больше людей принимают участие в штурме, тем лучше его результаты.
  3. Задача или проблема должна быть понятна всем участникам штурма. Если потребуется, лучше дать пояснения и ответить на все вопросы. Помните: участники работают над решением общей проблемы, каждый должен понимать, в чем ее суть, и быть на одной волне с остальными участниками штурма.
  4. Конспектируйте идеи. Лучше, чтобы это делал каждый участник. Так вы ничего не пропустите и каждая озвученная мысль будет на карандаше. В дальнейшем идеи, которые не потребовались в этот раз, могут быть использованы повторно.
  5. Не критикуйте идеи. Даже если они откровенно глупые. Обычно как раз такие безумные фантазии ложатся в основу рабочих гипотез. Их удобно перерабатывать и приближать к реальности. Кроме того, критика еще никому не шла на пользу, она подавляет людей, а это совсем не помогает в работе.
  6. Генерируйте идеи на полную мощь. Каждый участник должен высказывать свои представления о решении проблемы как можно точнее, наращивая их объем. Некоторые могут стесняться говорить и держать свои мысли при себе. Это снижает эффективность метода наравне с остановкой штурма при нахождении более-менее подходящей идеи. Работайте все отведенное время, не останавливайтесь в поисках.
  7. Привлекайте сторонних людей. Например, если задача найти 100 работающих гипотез, 4 участникам штурма быстро с ней справиться не удастся. Привлеките людей, которые не должны были участвовать в поисках, они могут помочь.
  8. Комбинируйте идеи. Особенно это хорошая идея, когда варианты предлагают люди разного статуса.
  9. Используйте визуализацию. Маркерные доски, схемы, таблицы, скрайбинг — все это поможет повысить результативность поиска идей.
  10. Подумайте об отрицательном результате. Представьте, что все пошло не так, как вы хотели. Это поможет увеличить число работающих идей и подготовиться к ситуации, когда все идет не по плану.

Основные этапы мозгового штурма и правила его построения

  1. Ознакомление всех участников с правилами проведения мозгового штурма. Каждый должен понимать их и соблюдать.
  2. Разминка. Дайте участникам выполнить небольшое задание — так вы поймете, что все поняли принцип, а группа сможет переключиться с рабочих проблем на творчество.
  3. Формулировка задачи. Как можно четче опишите проблему и обозначьте участникам суть задачи. Также объясните, каков должен быть результат штурма: это может быть новый продукт или сценарий рекламного ролика.
  4. Генерация идей и их презентация. Участники могут высказываться по очереди или в ходе возникновения идей. Путь звучат даже самые нереальные идеи — все это может пригодиться.
  5. Оценка идей. Определите метод, который будет использоваться для определения лучшего предложения и, следуя ему, найдите решение, которое подходит под ваши критерии.

ТОП техник для гениальных решений с примерами мозгового штурма

  • Классическая мозговая атака. Подойдет для новичков. Проводится в два этапа — поиск идей и их оценка. По времени занимает около часа. В рабочую группу входят до 12 человек.
    Пример: Перед штурмом проводится разминка — так в группе зарождается расслабленная атмосфера. Не обязательно работать — можно просто пошутить, поговорить с участниками. Затем озвучивается цель штурма и предлагается найти максимальное количество путей ее достижения. На основе услышанного составляется список идей и проводится их доработка. На втором этапе выбирается лучшая идея.
  • «Оригами» — любимая техника маркетологов. С ее помощью формируется множество решений. Проводится под интервальный таймер, что держит участников в тонусе. Модератор тут не нужен — все и без него работают быстро и четко.
    Пример: Допустим, вы сотрудник маркетингового отдела. Вместе с коллегами возьмите пачку клеящихся стикеров и за 8 отрезков по 40 секунд напишите по одной идее за отрезок. Если в коллективе 4 человека — на выходе вы получите целых 32 темы.
  • Групповой брейнрайтинг — подходит для большого коллектива. Суть в том, что участники записывают свои предложения на бумагу и передают их друг другу с целью развития и доработки.
    Пример: Создайте файл эксель и пусть сотрудники из каждого филиала пишет свои идеи и развивает наработки своих коллег.

11 типичных ошибок мозгового штурма

  1. Участникам непонятно, в чем цель штурма и к чему нужно прийти по его итогам. Чем точнее вы объясните — тем лучше будет результат.
  2. В рамках одного штурма пытаются решить сразу несколько задач. В результате участники не знают, что приоритетнее, и за что нужно браться.
  3. Иерархия. Ее нет в рамках мозгового штурма. Здесь и стажер, и руководство равны.
  4. Стремление привлечь как можно больше специалистов. Оценивайте силы команды реально, не нужно звать тех, от кого вряд ли будет толк.
  5. Низкая активность участников. Мозговая атака — не совещание, на котором можно отмолчаться или быть кратким. Здесь нужно быть активным и не бояться высказывать свое мнение.
  6. Отсутствие подготовки. Об этом мы уже говорили — дайте команде настроиться на творческую волну.
  7. Отсутствие протокола. Участники записывают не все идеи, в результате многие из них теряются.
  8. Критика новых идей. Не стоит заниматься этим в рамках поиска вариантов. Этому есть другое время.
  9. Слишком долгое обдумывание идеи. В результате она так и не доходит для окружающих, а значит снижается эффективность brainstorm.
  10. Необъективная оценка идей. Например, варианты предложенные руководителем априори кажутся лучше, чем то, что говорит рядовой сотрудник. Чтобы такого не было — лучше приглашать сторонних экспертов для оценки.
  11. Слишком долгое мероприятие. Иногда коучи и тренеры перебарщивают со временем проведения и участники устают. Для работы хватит не более полутора часов.

Отличия хорошего мозгового штурма

  • Группа состоит из 6-12 человек. Участники яркие и энергичные, которые не боятся высказываться.
  • За работой группы следит опытный модератор.
  • Ведется протокол. Все идеи записаны, даже самые фантастические.
  • Перед работой проводится разогревающая сессия, в рамках которой группа узнает друг друга и знакомится с техниками на практике.
  • Отсутствует критика. Любые идеи имеют право быть высказанными.
  • Отсутствует иерархия. Во время штурма члены группы забывают о том, кто из них директор, а кто — стажер.

Мозговой штурм — эффективный способ найти идеи, которые до этого казались недоступными. Творческий потенциал каждого сотрудника гораздо больше, чем это кажется на первый взгляд. С помощью метода вы сможете решить проблему, над которой работали неделями в одиночку. Убедитесь сами — коллективный разум творит чудеса. Чужой взгляд на вещи может натолкнуть на поистине гениальное решение.
Рейтинг