Выбор цветового оформления сайта
Специалист по управлению персоналом
6 мин

Специалист по управлению персоналом: кто это и чем занимается

Называть специалиста по управлению персоналом HR-ом придумали в США. Расшифровываются эти две буквы как human resources. Ценность человеческого ресурса сложно переоценить. Именно поэтому нужен профессионал, который будет его сохранять и преумножать. Здесь нам поможет HR-менеджер.

Обязанности

Менеджер по управлению персоналом — сотрудник, который отвечает не только за поиск новых сотрудников, он создает слаженную систему сотрудничества между всеми отделами. Команда профессионалов должна взаимодействовать так, чтобы работники могли заменять друг друга, обучать новые кадры и увольнять с должностей, если есть необходимость.

Многие думают, что HR отвечает за документы сотрудников или организует мероприятия для поддержания коллективного духа. Главная задача менеджера по кадрам — наладить взаимоотношения в коллективе для продуктивной деятельности.

Специалист по управлению персоналом занимается многими  кадровыми вопросами, разрабатывает систему поощрений, мотивирует коллег. Даже помогает решить межличностные конфликты, поэтому иногда его называют корпоративным психологом.

Должность может быть штатной или удаленной. В малом бизнесе некоторые обязанности HR-менеджера может выполнять руководитель, например, проводить собеседования. На крупных предприятиях работой с кадрами обычно занимается целый отдел.

Функции и задачи

Выделяют ключевые функции специалиста по персоналу:

· Рекрутмент. Так в профессиональных кругах называется поиск новых кадров. В рамках процесса формулируют вакансию, определяют обязанности, просматривают кандидатов, проводят собеседования.

Иногда рекрутментом занимаются сторонние организации на аутсорсинге. Они мониторят рынок труда, сами определяют претендентов на должность, отправляют отобранные резюме в компанию.

· Финансы. HR определяет уровень зарплаты, продумывает компенсации, льготы и бонусы. Специалист по персоналу изучает рынок труда, конкурентные предложения. На основании данных создает привлекательную для соискателей вакансию. Он может вносить предложения о том, какие расходы на коллектив внести в бюджет (корпоративы, подарки, мероприятия для тимбилдинга и др.)

· Администрирование кадров. Документооборот — другая функция сотрудника отдела кадров. Он оформляет договоры, трудовые книжки, разрешительные документы, может писать инструкции с должностными обязанностями, разрабатывать внутренний распорядок и политику фирмы.

· Адаптация новичков. Психология — то, что нужно освоить для грамотного управления персоналом. Новые сотрудники испытывают стресс при переходе в другую среду. Из-за нестабильного состояния психики им сложно влиться в работу и приступить к выполнению предписаний сразу.

HR определяет задачи на испытательный срок, рассказывает про компанию, выбирает наставника. Он находится в постоянном контакте с новичком, интересуется успехами, помогает при возникновении спорных ситуаций.

· Обучение. Специалист по персоналу занимается поиском образовательных программ, нужных курсов и тренингов, если это предусмотрено политикой фирмы.

· Карьерный рост. HR может разрабатывать карьерный план для сотрудников. Если те выполняют его, то получают повышение.

· Увольнение. Не самая приятная обязанность, но сотрудник отдела кадров должен отслеживать, как работники справляются с обязанностями и вовремя избавляться от тех, кто только вредит компании. Или думать, смогут ли ни лучше проявить себя на других должностях.

HR простыми словами  — сотрудник, отвечающий за коллектив. 2/3 должностных обязанностей отдела кадров связаны с наймом, а найти подходящего человека не так просто. Именно поэтому хорошего рекрутера называют «охотник за головами».

что представляет из себя специалист по управлению персоналом

О профессии

Опытный HR знает, как создать коллектив с нуля, владеет программами типа «1С», умеет организовать корпоративное мероприятие. Разумеется, он разбирается в законодательстве, знаком с базовыми экономическими принципами и деловым этикетом. Кроме профессиональных качеств, для работы ему нужны определенные личные:

  • Адаптивность. HR — связующее звено со между руководством предприятия и служащими. Он помогает соблюсти баланс интересов, вставая на место и тех, и тех.
  • Коммуникабельность. Главный инструмент HR-менеджера — речь. Большая часть вопросов решается разговором. Хотя если отдел состоит из нескольких людей, у каждого есть свои задачи. В этом случае специалист по кадровому учету работает преимущественно с документацией, ему общаться необязательно.
  • Аналитические способности. Сотрудник справляется со своими обязанностями? Может, он лучше проявит себя на другой должности? Готов ли работник к повышению? На эти и другие вопросы специалист по персоналу должен давать ответы.
  • Стратегическое мышление. Способность смотреть в будущее — залог того, что сформируется мощный коллектив. Чем перспективнее сотрудник, тем полезнее он будет для фирмы. При трудоустройстве нового человека важно понять: куда он способен расти, и не придется ли его в ближайшем времени переучивать.
  • Ответственность. Это качество стало базовым для любых профессий, связанных с общением, как и знание делового этикета.

Как получить профессию

Стать HR-менеджером можно тремя способами:

  • после обучения по профилю;
  • непосредственно получив опыт в компании с нуля;
  • после прохождения курсов.

Профильное образование при отрыве от постоянной практики имеет свои минусы. Например, знания, которые получает специалист по кадровому производству за три года обучения, к моменту получения диплома уже устаревают.

Как начать профессию HR без опыта? Один из вариантов: устроиться в кадровое агентство и проработать некоторое время на позиции рекрутера. Он занимается анализом рынка труда и поиском подходящих соискателей. Параллельно можно учиться на курсах. Хорошо продуманная программа не отнимет много времени, но сразу даст прикладные знания. Там обучают:

  • как грамотно подбирать людей;
  • как управлять персоналом в любой среде;
  • как формировать систему обучения;
  • как анализировать сотрудников;
  • как применять Трудовой кодекс в работе.

Наиболее эффективное обучение проходит с привлечением действующих HR-специалистов. Помимо теоретических знаний они поделятся реальным опытом и обозначат трендовые направления в сфере подбора кадров, работающие приемы и профессиональные хитрости.  

Вывод

Однозначно определиться с тем, что делает специалист по управлению персоналом, сложно.  Начальник отдела кадров может проводить собеседования на топовые должности, делопроизводитель знакомить новичков с компанией (показывать, где столовая и удобства).

Чем больше навыков ты освоишь, тем из большего количества предложений сможешь выбирать при смене работы. В любом случае: узнавай новое, следи за ситуацией на рынке труда и стремись к большему!

Комментарии

Читайте по теме