Управленческое решение


Управленческие решения входят в любой процесс управления. Они — важная часть управленческой деятельности, связанной с достижением целей. Причем они пронизывают каждый этап — от постановки цели и выработки стратегии до подведения итогов.

Управленческие решения можно назвать главным продуктом, созданным менеджерами. От их эффективности зависит, будет достигнута цель или нет. Особое значение имеет обоснованность решений и своевременность их принятия. Решения должны соответствовать ситуации, подчиняться законам страны и внутренним законам компании, быть совместимыми с условиями развития компании и сферы в целом. Также важно, чтобы решения не шли вразрез с экономией ресурсов — иначе получается, что ради достижения одной цели ухудшается ситуация в других областях.

Что такое управленческие решения

Исходя из информации, представленной в предыдущем параграфе, можно сформулировать определение. Управленческое решение — это выбор развития событий для достижения цели. Его осуществляет руководитель. Это альтернатива, позволяющая решить проблему или конфликтную ситуацию. 

Управленческие решения — это логически связанные действия, позволяющие решить поставленные перед руководством или коллективом задачи. Это также действия со стороны менеджмента или другого руководящего звена, которые основываны на анализе ситуации или теоретических аспектов деятельности. Действия тесно связаны с выбором цели и выбора вариантов работы коллектива по ее достижению. 

Управленческие решения имеют форму приказа, распоряжения или инструкции. Также они могут доноситься до коллектива в рамках личной или деловой беседы.

Классификация управленческих решений

  1. По характеру вводных данных:
    — решения, принимаемые в условиях полной определенности — менеджер знаком со всеми аспектами и готов ответить наверняка, как лучше поступить;
    — в обстановке риска или неопределенности — здесь управленец вынужден действовать на удачу, полагаясь на интуицию и свою удачу: это может привести к потере материальных и кадровых ресурсов, а также утрате благоприятного имиджа компании.
  2. По принципам принятия:
    — запрограммированные: решения принимаются стандартным способом, так как ситуации типичные, повторяющиеся, а проблема изучена;
    — незапрограммированные: ситуация абсолютно новая, поэтому управленец вынужден разрабатывать новые алгоритмы поведения, продумывать новые этапы решения проблемы и оценивать риски.
  3. По методам устранения препятствий:
    — интуитивные: руководитель без долгих раздумий принимает решение, не оценивая его плюсы и минусы;
    — основанные на расчетах: специалист анализирует имеющиеся знания и опыт, а потом выбирает вариант, что уже однажды привел к успеху;
    — рациональные: никак не связаны с опытом управленца, в их основе — анализ внутренних процессов компании;
    — комбинированные: сочетают опыт, интуицию и научный подход: такой способ принятия решений предпочтительней других.
  4. По сфере деятельности:
    — технические;
    — снабженческие;
    — финансовые;
    — кадровые и т.д.
  5. По количеству участников:
    — единоличные: главный менеджер решает все сам, не советуясь с другими сотрудниками отдела и руководством;
    — коллегиальные: проводится общее обсуждение, но решение принимает руководитель;
    — коллективные: проводится голосование, на основании которого принимается решение, ответственность при этом лежит на каждом участнике.
  6. По решаемым задачам:
    — информативные: необходимы для оценки информации;
    — организационные: помогают в формировании управленческой структуры;
    — оперативные: помогают ответить на вопрос «как поступить в сложившейся ситуации?».
  7. В зависимости от степени регламентации:
    — контурные: примерно намечают курс действий, а дальше подчиненные сами ищут способ их реализации;
    — структурированные: действия жестко регламентированы, отхождение от установленных границ возможно лишь при решении вопросов являющихся не главными.
    алгоритмические: инициатива сотрудников при этом полностью исключается.

Требования к управленческим решениям

  1. Работа на достижение конкретной, четко установленной цели.
  2. Обоснованность — решение не должно противоречить правилам развития объекта, находящегося в фокусе. В противном случае, развитие компании застопорится и на его раскачку потребуется много дополнительных ресурсов.
  3. Возможность компромиссов. Иногда непринятие решение лучше, чем ошибка, произошедшая из-за недостатка информации или каких-либо других факторов. Поэтому решение может быть как принято руководителем, так и возникнуть само, благодаря  способности компании к саморегуляции.
  4. Своевременность принятия. Решение должно быть принято сразу после развития проблемы. В противном случае может произойти что-то, что сделает принятие решения неактуальным.
  5. Соответствие полномочиям. Решение должно приниматься лицом, которое впоследствии понесет за него ответственность. При этом глава компании не должен решать проблемы за нижестоящих руководителей — это делает их безинициативными и медленно, но верно, ведет компанию к краху.
  6. Отсутствие противоречий. Новое решение должно хорошо согласовываться с ранее принятыми. Если они работают в связке, справиться с задачей будет гораздо проще.
  7. Эффективность. Намеченные цели должны быть достигнуты. При этом важно максимально сократить издержки и экономить ресурсы.

Рекомендации по подготовке и принятию управленческих решений

Руководитель вправе выбирать самостоятельно, каким способом ему принимать решения. Методологически можно выделить следующие рекомендации, повышающие эффективность принимаемых мер:

  • Применение научного подхода из области управления.
  • Анализ экономических законов и выявление наиболее эффективных из них.
  • Предоставление полной и подробной информации лицу, на которое возлагается ответственность за принятие решения.
  • Использование основ моделирования, анализа и прогнозирования.
  • Подробное описание проблемы и формирование структуры ее решения. На данном этапе также важно составить список целей для достижения.
  • Сравнение нескольких вариантов решений и их исхода.
  • Подготовка вариативности решений.
  • Определение обоснованности решения, а также его соответствия нормам законодательства и корпоративному уставу.
  • Использование систем автоматизации для сбора информации и реализации плана по устранению проблемы.
  • Создание системы мотивации и наказания для ответственных лиц.
  • Обеспечение работы системы, разработанной в ходе принятия решения.

Эффективность управленческого решения: главные параметры

Эффективное решение должно соответствовать хотя бы 80% параметров из списка:

  1. Оно связано с реальными целями, достижение которых приводит к решению проблемы.
  2. Для него есть необходимое время и ресурсы.
  3. Оно подходит для организации и ее потребностей.
  4. До принятия решения произведена оценка рисков и вероятность возникновения конфликтов.
  5. Решение подразумевает наличие изменений в деловой среде или бизнес-направлении.
  6. Качество его исполнения может быть проконтролировано, а по итогам — дана оценка.

Заключение

Управленческие решения — важная часть жизни компании. Они определяют ее судьбу и помогают выжить в условиях жесткой конкуренции и кризисного времени. При умелом подходе к их разработке можно избежать больших трудностей и ускорить достижение общих целей компании. Решения должны приниматься теми, кто готов нести за них ответственность. При этом принятие решений может производиться на всех уровнях работы компании.
Рейтинг