Анализ конкурентов
Бизнес в условиях рыночной конкуренции требует продуманной стратегии для успешного развития. Анализ конкурентов позволяет получить преимущество, существенно уменьшить риски. В статье вы найдете подробный разбор, получите рабочие инструменты. Поймете внешние факторы, влияющие на успех компании.
Что такое конкурентный анализ?
Конкурентный анализ — комплекс методов создания бизнес-стратегии, учитывающей сильные и слабые места не только вашего, но и конкурирующих предприятий. Прием применяется как для решения кратковременных задач, так и для составления долгосрочных планов.
Анализ конкурентной среды рынка нужен для:
- разработки маркетингового позиционирования;
- реального прогноза ситуации и продаж;
- конструирование ценовой, товарной политики;
- классификация и определение главных качеств продукта;
- проработка рекламной кампании, плана продвижения.
Важно:
Исследование компаний — это не разовая акция, а системный подход, при котором используется комплекс инструментов, разрабатываются схемы и сравнительные таблицы. Частота проведения зависит от динамичности вашей ниши на рынке.
Методы конкурентного анализа
Маркетинговое исследования бизнеса использует эффективные методы анализа конкурентов.
SWOT
SWOT — комплекс для успешного развития проектов, учитывающий сильные стороны (Strengths), слабые стороны (Weakness), возможности (Opportunities), угрозы (Treats).
Способ простой и действенный, из-за чего используется чаще других.
Достоинства:
- универсальность для различных сфер бизнеса;
- высокая гибкость, адаптивность;
- использование для оперативного контроля предприятия.
Недостатки:
- субъективность, зависимость от позиции исследователя;
- высокие временные затраты для сбора большого количества информации;
- отсутствие разбора взаимосвязей между факторами, влияющими на бизнес.
Способ Портера
Способ Портера — методика исследования рынка с целью оценки появления пяти внешних сил
Текущих конкурентов, поставщиков, покупателей, товаров, их заменителей, новых конкурирующих предприятий.
Достоинства:
- учет влияния не только прямых конкурентов;
- определение степени конкуренции;
- актуальная защита от внешних факторов.
Недостатки:
- исследование базируется на идеальном предложении;
- модель применима только к простым рыночным структурам;
- игнорирование важной шестой силы — Дополнения.
PEST — глобальное изучение влияния макросреды на конкретный бизнес через изучение отраслей и тенденций их развития.
Такой метод анализа конкурентов используют для долгосрочных стратегий и планирований пятилеток.
Достоинства:
- создание глобальной стратегии развития новых бизнес-проектов;
- обеспечение целостной картины окружения и предложений рынка;
- быстрый сбор информации;
Недостатки:
- сложность проведения для диверсифицированных организаций;
- неточность и ограниченность данных из-за большой стоимости доступа к информации;
- необходимость регулярного повторения исследования.
SPACE
SPACE — схема предполагает акцент на товар предприятия и его финансовые перспективы, как главные факторы развития бизнеса.
Достоинства:
- понятная логика конкурентного анализа;
- определение основных стратегических позиций;
- удобная и наглядная демонстрация результатов.
Недостатки:
- отсутствие обоснования выделения определенных групп факторов;
- случайный характер перечня без четкой классификации;
- зачастую поверхностный обзор и неверные рекомендации.
Этапы анализа
Проводить качественный анализ конкурентной среды рынка необходимо в несколько этапов:
- Постановка проблем и конкретных целей исследования для решения текущих задач.
- Создание и группировка реального списка конкурентов, а также аудитории покупателей, с которой они взаимодействуют.
- Подготовка технических средств сбора информации, поиск с последующей систематизацией доступных сведений.
- Структурирование, исследование, оценка качества собранных данных.
- Создание подробного отчета, используя способы анализа конкурентов для формирования новой стратегии продвижения.
Пример анализа
Рассмотрим вкратце шаги анализа конкурентной ситуации методом SWOT на примере интернет-магазина.
- Цель исследования — выявление прямых конкурентов, создание стратегии рекламного продвижения.
- Текущие проблемы — низкая посещаемость, отсутствие продаж.
- Общее состояние сферы — сильная конкуренция, наличие больших сетевых магазинов.
- Внешние факторы — расширение ассортимента другими компаниями, контроль контента и товара государственными органами.
Найдите главных соперников в вашем направлении с аналогичными или схожими предложениями. Соберите доступную информацию о динамике посещаемости, отзывы покупателей, сведения о товаре, акциях, рекламных кампаниях. Структурируйте данные в удобный формат графиков и таблиц.
Проанализируйте всю доступную информацию. Составьте таблицу с характеристиками других организаций, результатами опросов, узнайте их методы продвижения, отдельно выделите успешные.
Создайте форму для каждого интернет-магазина с кратким описанием каждого пункта. Эта таблица станет первым шагом для создания стратегии продвижения и развития.
SWOT | Ваш магазин | Магазин А | Магазин Б | Магазин В | Магазин Г |
Сильные стороны | |||||
Слабые стороны | |||||
Возможности | |||||
Угрозы |
Как добиться конкурентного преимущества?
Конкурентное преимущество компании — это набор свойств, определяющих ее превосходство на потребительском рынке. Основная задача — разработка плана, повышающего экономическую прибыль, предполагает уникальность и качественный рост перспектив.
Конкурентный анализ — это главный шаг в завоевании лидирующих позиций, важный инструмент для набора, а также сохранения преимущества. Но это лишь начальный этап для формирования модели продвижения на пути к успеху. Для укрепления позиций вам нужно создать индивидуальный бизнес-план, который позволит извлечь конкурентное преимущество из уже существующих компонентов бизнеса или внешних факторов.