Выбор цветового оформления сайта
8 мин

Инструменты для анализа конкурентов

Хотите запустить новый бизнес, развить существующий или понять, почему падают продажи? Вам не обойтись без анализа конкурентов. Зачем он нужен и как его провести — расскажем в статье. И дадим подборку сервисов, которые помогут собрать необходимые данные.

Зачем нужно проводить анализ сайтов конкурентов

В глобальном смысле конкурентный анализ нужен, чтобы понимать, с кем вы боретесь за клиента и как их «обойти» с минимальными вложениями. Он поможет:

  • увидеть, с кем вас сравнивают покупатели;
  • что влияет на их выбор;
  • как конкуренты продвигаются и насколько успешны их попытки;
  • избежать чужих ошибок;
  • сформулировать УТП;
  • сформировать свой уникальный ассортимент;
  • вернуть клиентов, если продажи упали.

Что бы вы ни задумали — сначала изучите: кто уже этим занимается, как привлекает клиентов, что «зашло» покупателям, а где случился провал. Так вы сможете не наступить на чужие грабли и поймете, как и куда вам развиваться.

Провести анализ конкурентов можно самостоятельно, а можно привлечь сторонних специалистов. Профессиональные аналитики сделают все быстро, четко, но за деньги. Самостоятельное изучение будет дольше и сложнее, но обойдется бесплатно. 

Этапы анализа

Если решили действовать самостоятельно, то вот каким должен быть алгоритм действий:

1. Определите, кто ваши ключевые конкуренты.

2. Сравните их между собой и с вашей компанией по нужным критериям (у каждого бизнеса и для каждой цели будет свой набор параметров):

  • ассортимент;
  • цены;
  • опыт работы;
  • как продвигаются;
  • кто их клиенты и почему;
  • сильные/слабые стороны;
  • как выстроена коммуникация с клиентами;
  • откуда идет трафик;
  • насколько удобна навигация по сайту;
  • где и почему конкуренты теряют клиентов и т.д.
  • Сделайте выводы: в чем вы сильнее, как можно отстроиться, что еще вы можете предложить рынку, где «водятся» самые «теплые» клиенты, как их привлечь и довести до сделки.

3. А дальше станет понятно: в какую сторону идти (создавать что-то уникальное, бить конкурентов ценами или «занишеваться» и развиваться в чем-то одном) и как вести себя с конкурентами (с кого брать пример, кого избегать, а с кем лучше запартнериться).

Как определить ключевых конкурентов

Ключевые конкуренты — это компании, с которыми у вас одна целевая аудитория. То есть сначала нужно изучить свою ЦА, а потом искать тех, кто тоже на нее нацелен в ваше нише. 

Чтобы определить ключевых конкурентов надо:

  1. Найти компании, которые потенциально могут быть вашими конкурентами. 
  2. Вычленить из этой массы ключевых.

Разберем каждый шаг подробно.

Где искать потенциальных конкурентов

В этом вам помогут:

  • поисковики. Вводите поисковые запросы, через которые ЦА может искать ваш продукт. Компании, которых поисковик выдаст на первых страницах, — это те, к кому в первую очередь может «уйти» потенциальный покупатель;
  • опросы целевой аудитории, экспертов в нише, менеджеров по продажам. Так вы получите список популярных брендов и узнаете, какие товары востребованы, почему и как ЦА их выбирает;
  • места продаж. Это могут быть офлайн-магазины и онлайн-площадки, которые продают аналогичный продукт. Сможете оценить ассортимент и цены других производителей;
  • отраслевые обзоры и рейтинги. Обычно в таких материалах дается список сильнейших игроков в нише;
  • тематические мероприятия. Обратите внимание на выставки, конференции, в которых участвуют аналогичные вашему продукты. Компании-участники и будут вашими конкурентами;
  • сервисы аналитики. Это программы, которые сами найдут ваших конкурентов и проанализируют степень их «опасности». 

У вас получится длинный список. Теперь из него нужно вычленить ключевых конкурентов. 

Как понять, кто из списка — ключевые

Ключевыми для вас будут являться компании, которые:

  1. Нацелены на вашу аудиторию.
  2. Решают те же проблемы клиента.
  3. Работают в вашей ценовой категории.

И это будут не только продавцы аналогичных товаров. Нужно рассматривать и конкурентов из смежных ниш, чьи продукты могут также закрыть боли ЦА. 

Например, если вы продаете профессиональные моющие пылесосы, то ключевыми конкурентами будут и клининговые компании. Потому что их услуги будут альтернативным решением для клиента.

Способы анализа конкурентов

Когда список ключевых конкурентов составлен, надо провести анализ, то есть глубоко их изучить. В интернете можно найти десятки способов, но мы рассмотрим те, которые вы сможете провести самостоятельно: сравнительный, SWOT и SNV. Это самые простые и информативные системы анализа конкурентов.

Сравнительный анализ

Когда вы сравниваете себя с конкурентами по определенному набору параметров. Это могут быть: скорость доставки, цена, качество, сервис, скидки, наличие УТП, фирменный стиль, скрипты продаж и т.д.

Анализ может выглядеть как таблица или график. Сравнивать можно просто в формате «Да/Нет» или оценочно, например, ставя цифры от 1 до 10.

Главный недостаток: вы видите только то, что происходит здесь и сейчас. То есть вы не знаете, что было до и не можете прогнозировать изменение ситуации в будущем.

SWOT-анализ

Этот метод рассматривает конкурента с четырех позиций:

  1. S (strengths) — сильные стороны конкурента. Сюда относятся параметры, по которым мы уступаем компании-конкуренту. Например: раскрученный бренд, широкий ассортимент, гибкая система скидок и бонусов, партнерская программа, много торговых павильонов и т.д.
  2. W (weaknesses) — слабые стороны. Качества, в которых конкурент нам уступает. Например: высокие цены, низкая оплата труда сотрудников, не вкладывает в маркетинг и т.д.
  3. W (weaknesses) — возможности. Это точки роста: развитие соцсетей, собственная франшиза, автоматизация процессов, обучение персонала и пр.
  4. T (threats) — угрозы. Факторы, из-за которых бизнес может пострадать. Это могут быть: ценовая конкуренция, плохой сервис, воровство персонала, текучка кадров и т.д.

SWOT-анализ дает более широкую картину, чем сравнительный. Но здесь нет количественных и качественных показателей — вы видите только собственные возможности.

SNW-анализ

Во многом аналогичен SWOT-анализу, но здесь к анализу сильных и слабых сторон добавляется анализ нейтральных (N — neutral). 

Нейтральные стороны конкурента — это факторы, по которым вы в целом равны. Они же будут и вашими потенциальными точками роста. Это могут быть: репутация на рынке, раскрученность бренда, конкурентность продуктов, сервис и т.д.

SNW-анализ стоит проводить, если вы всерьез задумываетесь над стратегией собственного развития. Он не даст числовых оценок, но покажет, в какую сторону лучше развиваться.

Обзор сервисов по получению статистики посещаемости сайта конкурента

Вот 5 сервисов, с помощью которых можно «добыть» информацию о сайтах конкурентов для проведения любого вида анализа. Все они показывают, по каким запросам рекламируется и на каких позициях в поисковиках находится сайт, статистику самых посещаемых страниц, динамику трафика:

  1. Serpstat
  2. Ahrefs. 
  3. Alexa.com
  4. Semrush.
  5. PR-CY.

ТОП-20 инструментов для анализа конкурентов

Что еще поможет вам провести качественный анализ конкурентов — 20 лучших сервисов:

  1. AdВСЁ.ru. Показывает, кто из конкурентов рекламируется в Яндекс и Google.
  2. Adbeat. Дает полную информацию о рекламных кампаниях конкурентов: объявления, площадки, бюджет.
  3. Топвизор. Позволяет просмотреть данные по сайтам конкурентов в нужной поисковой системе, регионе и ключам.
  4. Similarweb.com. Показывает статистику просмотров страниц сайта и данные о целевой аудитории.
  5. Screaming Frog SEO Spider. Расскажет, как SEO-оптимизирован контент на сайте (мета-теги, подзаголовки).
  6. Smart SEO Auditor. Даст развернутую информацию о всех SEO-параметрах сайта.
  7. Spy On Web. Покажет полный список сайтов, принадлежащих владельцу сайта-конкурента.
  8. Fanpage Karma. Помогает проанализировать подписчиков и контент в различных соцсетях конкурента.
  9. Antidogs. Покажет, в каких соцсетях и сколько подписчиков было накручено.
  10. Marketing Grader. Покажет не только SEO-параметры сайта, но и запросы, скорость загрузки страниц, количество трафика.
  11. The Wayback Machine. Архив, в котором хранятся скрины страниц сайта в прошлом. Здесь можно отследить историю развития сайта.
  12. WooRank. Проверяет оптимизацию и KPI, дает информацию о ключевых запросах, трафике и целевой аудитории.
  13. aTrends. Дает исчерпывающую информацию о рекламных кампаниях конкурентов.
  14. Yourscan. Собирает отзывы о бренде в соцсетях.
  15. FeedSpy. Анализирует контент в соцсетях конкурентов.
  16. OnWebChange. Оповещает об изменениях на сайтах конкурентов.
  17. Visual Ping. Отслеживает изменения на конкретных страницах сайта.
  18. Контур-Фокус. Показывает контрагентов и позволяет провести финансовый анализ.
  19. Megaindex. Проводит полный аудит сайта в автоматическом режиме.
  20. Owler. Сортирует конкурентов по отрасли, доходу и т.д. и ищет потенциальных клиентов по секторам.

Отметим, что анализ целевой аудитории и конкурентов — не одноразовая акция. Их нужно проводит регулярно, чтобы отслеживать тенденции развития ниши и быть всегда на шаг впереди.

Узнать больше о бизнесе и самореализации можно на сайте образовательной компании Like Центр

Комментарии

Читайте по теме