Инструменты практического маркетинга
О маркетинге трубят из каждого утюга. Одни нахваливают его эффективность, другие ругают, мол, дорогое удовольствие, а отдачи не видно. Сегодня разберемся: зачем нужен маркетинг; как и в каких случаях его применять, распишем инструменты и посоветуем, что еще почитать по этой теме.
Основные функции маркетинга
Основная цель маркетинга — увеличивать прибыльность бизнеса. Из этой глобальной задачи вытекают и 4 основные функции маркетинга:
- Аналитическая. Изучение потенциала ниши: что покупают, кто покупает и почему, сколько можно продать, кто конкуренты, что мы можем предложить рынку.
- Производственная. Это обеспечение производства новых продуктов: разработка технологий, поставка сырья, снижение себестоимости, улучшение качества.
- Сбытовая. Сюда относится все, что касается реализации товаров: организация каналов сбыта, формирование ассортимента, разработка ценовой и товарной политики, логистика.
- Функция управления и контроля. Организация и оптимизация бизнес-процессов, коммуникации между подразделениями, стратегическое и оперативное планирование, обеспечение руководящего состава достоверными аналитическими данными для принятия управленческих решений.
Практический маркетинг — это циклический процесс. То есть сначала исследуются потребности и возможности рынка, потом — организация производства, сбыт, контроль за результатами. И так по кругу. Но при этом набор инструментов и сами инструменты постоянно совершенствуются.
Для чего нужны инструменты маркетинга
Маркетинговые инструменты нужны, чтобы:
- Увеличивать объемы продаж.
- Снабжать достоверными данными для принятия управленческих решений.
- Доносить до потенциальных покупателей ценность продукта.
- Стимулировать спрос.
- Привлекать новых клиентов и удерживать настоящих.
- Выстраивать доверительное общение с клиентами.
- Формировать узнаваемость и репутацию бренда.
- Анализировать эффективность рекламных каналов.
Задача маркетолога — исследовать рынок во всех направлениях и разработать комплекс практического маркетинга для конкретной ниши, компании и продукта. Здесь нет универсальной формулы. Смысл в том, чтобы понять, какие инструменты сработают в отдельно взятом случае.
Для онлайн — и оффлайн-бизнесов набор инструментов будет разный.
Виды маркетинговых инструментов для оффлайн-продвижения
Инструменты, доступные маркетологам для работы оффлайн:
- Реклама. Это может быть реклама на цифровых носителях, наружная реклама (баннеры, биллборды, растяжки и т.д.), печатная продукция (газеты, журналы, листовки), телевизионная и радиореклама. Все то, что потенциальный покупатель видит в окружающем физическом мире.
- Цена. Это: исследование цен в оффлайн-магазинах конкурентов, логистика, оптимизация себестоимости и цены реализации продукта.
- Упаковка. Должна обеспечивать сохранность продукта и содержать необходимую для покупателя информацию. Маркетологи дополнительно используют упаковку для формирования узнаваемости бренда. То есть: создают фирменный стиль, дизайн, запоминающиеся логотип и слоган — чтобы покупатель неосознанно «выцеплял» взглядом и узнавал наш продукт на полках магазинов.
- Выставки и ярмарки. Это места, где потенциальных покупателей можно познакомить с товаром, дать возможность бесплатно попробовать, сформировать мнение. Здесь же можно собирать обратную связь от потребителей, чтобы в дальнейшем совершенствовать продукт.
- Скидки. Скидочная политика, программы лояльности, партнерские программы, программы кредитования, акции. Все, что способно убедить покупателя в материальной выгодности покупки.
Основные инструменты интернет-маркетинга
Спектр инструментов для продвижения онлайн гораздо шире:
- SEO. Смысл в том, чтобы при определенных запросах поисковики показывал ваш сайт на первых позициях выдачи. Поисковые системы учитывают: содержание контента, ключевые слова, поведение посетителей на сайте, репутацию сайта и еще тысячу критериев, которые постоянно меняются. Поэтому эффективное SEO-продвижение требует серьезных финансовых вложений.
- Контекстная реклама. Это демонстрация наших рекламных объявлений на сайтах, которые могут посещать наши потенциальные клиенты. Рекламные сети Яндекс и Google запоминают, какие сайты посещают пользователи и как себя там ведут, а потом «подсовывают» объявления тем, кому они могут быть интересны.
- SMM. Общение с клиентами и формирование репутации бренда через социальные сети. Здесь мы можем рассказывать о своей работе, продуктах, развлекать читателей, узнавать их мнение. Цель — вызвать доверие, убедить в экспертности, сформировать лояльность к бренду и аккуратно рекламировать свои товары.
- Таргетированная реклама. Пользователей интернета сегментируют по месту нахождения, полу, возрасту, интересам, поведению в сети. Такая реклама показывается в соцсетях и на тематических интернет-ресурсах. Там, где «водятся» люди, которые с большой вероятностью будут заинтересованы в нашем продукте.
- Email-маркетинг. Инструмент «прогрева» подписчиков. Мы собираем адреса электронную почты потенциальных и/или реальных клиентов и отправляем им письма. Мы можем: поздравлять с праздниками и днями рождения, рассказывать о наших успехах и новых продуктах, делиться опытом и узнавать мнение потребителей, информировать о скидках, акциях и других «плюшках».
- Мобильные приложения. Реклама будет показываться владельцам телефонов и планшетов в зависимости от их интересов и поведения в сети. Можно рекламироваться в установленных пользователем приложениях. А можно создать свое приложение (например, интернет-магазин) и продавать напрямую.
- Баннерная и тизерная реклама. Пользователь видит рекламу, соответствующую тематике сайта. Если товар интересен клиенту, он кликает на наше объявление. Мы платим только за переходы по рекламе, при этом получаем максимально заинтересованных посетителей.
- Вирусная реклама. Это современное «сарафанное радио». Когда рекламными роликами или картинками добровольно делятся сами пользователи: в соцсетях, на тематических сайтах и форумах.
- Контент-маркетинг. Сюда относятся полезные публикации в корпоративных блогах, размещение отзывов о продукте, рекомендаций, советов по использованию на сайтах-отзовиках, форумах, страницах интернет-магазинов, в соцсетях.
- Видеомаркетинг. Видеоматериалы (обзоры, инструкции и т.д.) о продукте размещают на сайте или в соцсетях бренда.
- Ретаргетинг. Рекламные сети «запоминают» людей, которые посещали наш интернет-магазин, изучали товары, но почему-то с сайта. Наша реклама будет их «догонять» на других ресурсах и напоминать о товарах, которыми они интересовались.
- Сайты-агрегаторы. Это своего рода «интернет-базары» — виртуальные торговые площадки, где любой продавец может разместить свой товар.
- Онлайн-игры. Крупные компании могут себе позволить сотрудничать с разработчиками игр. Ненавязчивое упоминание о товаре или бренде (в диалогах, в виде изображений, узнаваемых предметов с логотипом и т.д.) стоит дорого, но окупается за счет трансляции на миллионную аудиторию игроков.
- Партнерские программы и CPA сети. Мы предлагаем клиентам рассказать о нашем сайте/бренде/продукте другим пользователям. Если те приобретают продукт, наши «помощники» получают вознаграждение, бонус или скидку на следующие покупки.
- Крауд-маркетинг. Это размещение отзывов о продукте на форумах в максимально органичной форме, подходящей под тему и тональность обсуждения. Такие сообщения не воспринимаются как реклама, человек якобы высказывает собственное мнение.
- Нативная реклама. Компания размещает полезные/развлекательные статьи в СМИ, на тематических ресурсах, в которых вскользь в естественной форме упоминает о продукте.
- Мессенджеры. Можно делать массовые рассылки в мессенджеры покупателей, например, сообщать о скидках, напоминать об акциях, собирать обратную связь и т.д.
В каких случаях применять определенный инструмент, на примерах
Допустим, мы производим и продаем женскую одежду сегмента «масс маркет». Какие инструменты подойдут для офлайн-продвижения, а какие — для онлайн?
- в офлайне можно развешивать баннеры/растяжки/билборды, рекламироваться на радио- и телеканалах, печатать объявления в местных газетах, устраивать крупные распродажи, акции, выставки и экскурсии на производство;
- в онлайне эффективными инструментами будут: интернет-магазин, развитие корпоративных соцсетей, контекстная, баннерная, таргетированная реклама, размещение отзывов на профильных ресурсах и форумах, рассылка электронных писем, собственное мобильное приложение, видео-презентации новых коллекций, видео-ролики с производства.
А если мы — местечковые производители молочной продукции:
- в офлайне можем давать рекламу в печатные издания, на местных радиостанциях и телеканалах, развешивать баннеры в торговых точках и других «проходимых» местах, участвовать в ярмарках и выставках сельхозпродукции, устраивать акции и добиваться конкурентоспособных цен, поддерживать высокое качество продуктов, чтобы работало «сарафанное радио», система скидок для постоянных покупателей;
- в онлайне сработает развитие соцсетей, таргетинг по геоданным, размещение рекламы и отзывов на местечковых форумах и сайтах.
Примеры книг об инструментах маркетинга
Вот что еще можно почитать по теме маркетинговых инструментов:
- «Маркетинг без бюджета. 50 работающих инструментов» (Манн И.Б.).
- «Интернет-маркетинг. Полный сборник практических инструментов» (Вирин Ф.Ю.).
- «Инструменты маркетинга для отдела продаж» (Манн И., Турусина А., Уколова Е.).
- «Выставка как инструмент маркетинга» (Назаренко Л.Ф.).
- «Интернет маркетинг. Лучшие бесплатные инструменты» (Джим Кокрум).