Кто такой таргетолог и чем он занимается
Target с английского переводится как «цель». Но здесь мы имеем в виду не мишень, а целевую аудиторию. Таргетолог простыми словами — специалист, который настраивает выдачу рекламы так, чтобы ее увидели потребители, заинтересованные в покупке определенного продукты или услуги.
Например, товары для рыбалки интересны мужчинам среднего возраста и старше, иногда просматривающим сайты с соответствующим контентом. Выдачу рекламы можно настроить в социальной сети или на ресурсах, где есть места для баннеров.
Задачи специалиста
Что конкретно делает таргетолог? Результат его работы — увеличение охвата, прирост подписчиков, повышение числа заказов: то, что улучшает продажи. Добиться этого можно, используя особые инструменты и оперируя профессиональными знаниями. Среди обязанностей специалиста:
- Изучение целевой аудитории. Внимание стоит обратить на множество данных. Имеет значение пол, возраст, уровень дохода, интересы, предпочтения, место проживания, наличие детей и другая личная информация.
Задача таргетолога — сформировать конкретный портрет будущего клиента. Иногда нужно скорректировать уже готовые данные целевой аудитории. Это актуально, когда продукт изменился. Но часто полную картину требуется создать с нуля, так как рынок постоянно пополняется новыми товарами. Анализируя данные ЦА, специалист поймет, с какой потребностью связан товар. На эти точки делают упор, когда разрабатывают и размещают рекламу. - Поиск потенциальных заказчиков. Таргетолог — это человек, который поймет, где будущий клиент больше всего проводит время. По описанию ЦА определяют популярную для большинства клиентов социальную сеть или интересные заказчику сообщества. Там и надо размещать объявления.
- Постановка задач креативщикам, которые разрабатывают рекламу. Представить продукт можно несколькими способами: для подростковых товаров чаще выбирают формат коротких видеороликов, старшее поколение больше заинтересуется развернутой текстовой информацией. Задача таргетолога — сделать знакомство с брендом приятным и ненавязчивым, при этом не потратив бюджет на тех, кому продукт не интересен изначально.
- Анализ эффективности. Результат работы специалиста всегда можно оценить количественно. Управление таргетом производят из личного кабинета, где можно посмотреть статистику: количество переходов, число кликов, стоимость одного показа.
Сотрудник определяет, какие программы принесли доход, а какие можно убрать из-за низкой кликабельности. Что еще делает таргетолог с реакциями на переход? Он смотрит, как пользователь вел себя на сайте. Важно время, проведённое на странице, число переходов, оплаченные заказы и неоформленные товары в корзинах. Анализ этих данных позволяет понять: что можно улучшить. - Оптимизация будущих проектов. Реклама требует постоянной работы. Редко планируют две одинаковые кампании по продвижению. Обычно после запуска и анализа программу изменяют, повышая результативность.
Задача таргетолога — превратить гипотезы продвижения в практику и выделить наиболее эффективные. Только тестируя стратегии можно понять отклик ЦА и правильно настроить рекламу.

Как найти целевую аудиторию
Лучше всего определять ЦА с помощью автоматизированных инструментов. Для поиска клиентов и настройки рекламы есть инструменты, которые позволяют минимизировать рутинную работу:
- Парсинг. Это сбор данных о пользователе с помощью скриптов. Например, ты можешь задать подбор по комментариям. Если пользователь пишет под постами в определенном сообществе больше десяти раз в месяц, то таргетолог может отнести его в целевую аудиторию. В социальных сетях есть встроенные сервисы парсинга.
- Настройка по демографии. Что делает таргетолог сначала? Определяет первичные данные ЦА: пол, возраст, город и другие признаки. Часто под эти критерии подходит слишком много людей, но рекламировать надо. Настраивать показ рекламы по демографическим признакам можно, когда продвигается популярный продукт: доставка цветов или пиццы. Иначе получится просто распыление бюджета.
- Использовать конкурентов. В соцсетях у них наверняка есть группы с подписчиками. Это готовая целевая аудитория. Можно настроить показы рекламы именно для них. Клиент всегда ищет для себя более выгодное предложение, надо создать объявление так, чтобы твое понравилось больше.
Сколько получает специалист
Профессия привлекает многих возможностью работать в любом формате: в офисе или удаленно. Некоторые компании задумываются, как найти таргетолога именно на фриланс. Можно браться за разовые проекты или искать постоянных заказчиков. Твой доход будет зависеть от многих факторов.
Заработная плата офисного сотрудника зависит от объёма работы и квалификации. Есть три ступени:
- Junior. Новичок без опыта работы, только что окончивший курсы продвижения. Занимается почти всем, кроме аналитики и разработки стратегий с нуля. Получает от 20 до 45 тысяч рублей;
- Middle. Это таргетолог, уже имеющий небольшой опыт: от года до трех. Ему доверяют общение с заказчиками, оптимизацию или анализ данных. Базовая ставка — 30 000 рублей. Далее доход зависит от результатов продвижения и доходит до 100 000 рублей;
- Senior. Сотрудник, проработавший в отрасли три года и больше. Он уверенно оперирует крупным бюджетом, руководит другими специалистами. Оклад — 50 000. Зарплата может составлять 150 000 и выше при условии хороших показателей.
Таргетолог — это та профессия, где нет потолка заработка. Хорошему специалисту нормальные компании готовы платить много.
Как стать профессионалом
Начать развиваться в этой сфере можно двумя способами:
- Устроиться стажером или помощником. Такой вариант позволяет быстро получить знания и применить их на практике, но компании неохотно берут новичков. Хотя желание получить опыт и готовность поработать за невысокую зарплату можно указать в сопроводительном письме. Заранее посмотри, как составить резюме.
- Пройти курсы. Там должны дать теоретические знания, позволить закрепить их на практике и показать основные ошибки. При грамотных преподавателях студенты получают реальные навыки работы. Но на учебу потребуется время.
Вывод
Если ты один раз научился настраивать рекламу в интернете, это не значит, что можно расслабиться. Чтобы оставаться хорошим специалистом, необходимо отслеживать тренды, осваивать новые инструменты и учиться у коллег. Но профессия становится всё более востребованной, поэтому твои старания окупятся.