Маркировка рекламы: что надо знать
Начиная с 1 сентября 2022 года порядок размещения рекламы в интернете должен быть изменен. Теперь каждый креатив маркируется и размещается в специальной системе сбора данных — Едином реестре интернет-рекламы. Подробнее о том, что такое ЕРИР, что там публикуется и на ком лежит ответственность за несоблюдение закона о маркировке интернет-рекламы — в нашей статье.

В чем суть закона
Согласно последним изменениям в законе «О рекламе», каждый креатив, размещенный на просторах Рунета, должен быть промаркирован. Также все лица, участвующие в маркетинговом продвижении, должны предоставлять всю информацию о себе и конечном заказчике в ЕРИР через специальных операторов рекламных систем.
Конечный доступ к сведениям, размещенным в реестре, получат все участвующие в распространении объявлений, а также Роскомнадзор, ФНС и ФАС. Схематично передача информации выглядит так:
- Лица, предоставляющие информацию: Заказчики, Площадки размещения, Рекламные агентства, Паблишеры
- Лица, передающие информацию: Операторы рекламных данных (ОРД)
- Лица, имеющие право просматривать информацию: Распространители, рекламодатели, операторы, Роскомнадзор, ФНС, ФАС
Что значит «промаркировать рекламу»
Согласно новому закону о маркировке интернет-рекламы, на каждое объявление должны быть добавлены обязательная пометка «Реклама» и токен — особый код, содержащий уникальный ID креатива и ID ОРД, который занимается раздачей токенов. Также на объявлении должна появиться сведения о рекламодателе.
Что попадает под требования:
- таргетированные и контекстные публикации;
- интеграции у блогеров посредством прямых эфиров или сторис.
Зачем нужен закон о маркировке рекламы? Роскомнадзор собирает данные для борьбы с мошенниками и противозаконными объявлениями. Теперь каждый пользователь может скопировать ID и подать жалобу в ФАС.

Действия при публикации
Главный вопрос, мучающий рекламодателей, — как теперь публиковаться? Порядок действий при публикации зависит от того, кем ты являешься: заказчиком, посредником, физическим или юридическим лицом.
Рассмотрим этапы, касающиеся владельцев бизнеса, — рекламодателей, самостоятельно размещающих креативы в интернете.
- Начинаем с регистрации в Роскомнадзоре. Обязательным условием становится получение электронной подписи, так как все взаимодействие с РКН проходит в удаленном формате.
- Выбираем ОРД.
- Получаем токен, который размещаем вместе с пометкой «Реклама».
- Выполняем маркировку рекламы.
- После показа ежемесячно передаем материалы по статистике отработанного креатива. На передачу данных дается ровно 30 дней.
Обрати внимание: под разметку не попадают сервисы аналитики (Яндекс.Метрика), отчетности (Power Bl) и управления рекламой (Adfox).

Кто и какие данные передает в ЕРИР
Передачей данных занимаются ОРД. Лично заказчик или посредник передать материалы в ЕРИР не может.
Известные следующие кандидаты:
- Яндекс;
- МТС;
- ВКонтакте;
- OZON;
- Сбер.
Полный список претендентов еще не утвержден и будет готов 1 октября 2022 года.
ОРД передает в реестр всю информацию о конечном заказчике, полную статистику результатов прокрутки, а также договоры и акты между участниками цепочки.
Что нужно делать рекламным площадкам
Паблишеры — это сайты, где размещается публикация. Площадка, выложившая объявление, автоматически становится распространителем. Следовательно, ей нужно будет отчитываться ОРД.
Подавать отчеты может не сам паблишер, а рекламодатель или агентство. Лицо, передающее данные, оговаривается заранее и прописывается в договоре. Также согласно закону о маркировке интернет-рекламы, один из участников цепочки может в процессе делегировать свои права на передачу сведений кому-то другому.
Что важно запомнить
Многое пока что неизвестно, но, опираясь на доступные факты, мы составили чек-лист основных принципов, знание которых пригодится владельцам бизнеса.
- Под разметку попадают любые рекламные публикации, размещенные в интернете. Но есть исключения: email-рассылки и push-уведомления по внутренним базам клиентов.
- Помечаются только те объявления, которые распространяются на территории РФ. Если заказчик из России, но демонстрирует публикации за пределами страны, под разметку они не попадают.
- Несоблюдение закона о маркировке интернет-рекламы карается штрафами и пенями. Точная сумма еще не установлена.
- По словам Роскомнадзора, меры наказания вступят в силу с марта 2023 года.
- Переходный период, назначенный Роскомнадзором для изучения новых условий, продлится до 31 октября.
- Все объявления помечаются ДО выкладки. После маркируется только то, что появилось в онлайн «живьем»: например, во время трансляции блогера.
Маркировка — новое требование в интернет-маркетинге, с которым необходимо свыкнуться. Для владельцев бизнеса, занимающихся продвижением, эти изменения имеют особое значение. Приступить и маркировке рекламы нужно было 1 сентября 2022 года — теперь вся рекламные публикации, размещенные в Рунете, будет выглядеть немного по-другому.