Сарафанный маркетинг


Принимая решение о покупке товара или услуги, человек будет прислушиваться к отзывам тех, кому действительно доверяют. Даже изучив детально всю имеющуюся в интернете информацию, он будет выбирать тот продукт, о котором говорили его друзья. 

Необязательно дожидаться пока вас начнут советовать по-настоящему. Можно спровоцировать положительные рекомендации. Сделать это можно с помощью сарафанного маркетинга.

Что такое сарафанный маркетинг

Сарафанный маркетинг прямо связан с сарафанным радио, но есть отличия. Он не возникает сам по себе, это искусственно созданные отзывы, маркетинг «из уст в уста».

Если сарафанное радио — это беседа, которая возникает сама по себе, то сарафанный маркетинг — работа, цель которой СДЕЛАТЬ так, чтобы о вас говорили. Репутация бренда строится из множества деталей, в том числе таких разговоров. Считать их неважными или обычными сплетнями — глупо, ведь они прямо влияют на имидж компании.

В интересах бренда сделать так, чтобы говорили хорошее. Сделать это легко. Особенно сейчас, в эпоху интернета. К слову, последний очень помогает в распространении информации. К тому же она надолго остается в истории — случайный отзыв в Instagram могут увидеть тысячи ваших потенциальных клиентов. Это благо и зло одновременно. Ведь в памяти останутся не только положительные, но и отрицательные моменты. Ваша задача — этого не допустить.

Преимущества

  • Повышение уровня узнаваемости компании. С помощью маркетинга можно привлечь внимание потенциальных потребителей и заинтересовать их настолько, чтобы они захотели пойти на контакт. Делается это ненавязчиво, с помощью рекомендаций тех, кому они доверяют.
  • Увеличение размера целевой аудитории. Сарафанный маркетинг повышает интерес к бренду, поэтому рост числа подписчиков в соцсетях или контактов в личной базе обеспечен.
  • Увеличение продаж. Такой вид маркетинга повышает доверие к бренду гораздо больше, чем стандартная реклама. Поэтому больший объем целевой аудитории делает выбор в пользу продукции бренда.
  • Личная передача рекламной информации повышает доверие к ней. Благодаря этому такой вид маркетинга работает лучше, чем остальные.
  • Больший эффект при меньших затратах. На таргетированную рекламу придется потратить не один десяток тысяч, чтобы обратить внимание на свой продукт. В то же время один вирусный пост обходится дешевле, а внимания привлекает больше.

Каким компаниям подходит сарафанный маркетинг

Всем. Совершенно всем компаниям. Сарафанный маркетинг отличается универсальностью, поэтому использовать его могут абсолютно все, вне зависимости от их масштаба и сферы деятельности.

WOW-маркетинг подойдет и традиционным корпорацией в самом классическом ее понимании, и частной парикмахерской, которая была открыта только вчера. Ваше расположение тоже не имеет никакого значения. Модель подходит абсолютно для всех. Правда, есть здесь одно условие.

Ваши услуги или товары должны быть качественными. Такими же должен быть сервис, обстановка, упаковка — все, что характеризует вас как компанию. Если клиенты будут довольны, то маркетинг начнет работать на вас сам. Иначе ситуация обернется не в вашу пользу — бренд погибнет под тонной негатива. В таком случае лучше забыть про сарафан, поработать над исправлением косяков и воспользоваться другой маркетинговой стратегией.

Виды сарафанного маркетинга

  • Вирусный — создаются вирусные материалы, которые привлекают и заставляют говорить о компании.
  • Маркетинг разговоров — передача информации из уст в уста в ходе дружеской беседы.
  • Евангелизм — развитие в потребителях уверенности в уникальности и исключительности бренда.
  • Партизанский маркетинг — креативные способы продвижения при минимальных вложениях денег.
  • Маркетинг влияния — рекомендации лидеров мнений.

С чего начать сарафанный маркетинг

Работа над сарафанным маркетингом состоит из нескольких частей, каждая из которых вносит свой вклад в успех мероприятия.

  1. Ораторы — те, кто говорят о продукте. Это основа сарафана, поэтому к составлению портрета потенциального оратора стоит подходить ответственно. Подумайте, кто этот человек, что он говорит, кому рассказывает. Часто ораторами выступают сами сотрудники компании — они носят мерч, разговаривают о компании с друзьями, многие из них пользуются производимой продукцией. 
  2. Темы. Они должны быть простыми в восприятии и интересными. Идеально, когда тема вирусная. Проанализируйте, какое влияние она будет иметь на аудиторию, какие эмоции вызовет. Для этого решите — захотят ли люди рассказывать об этом, с кем захотят поделиться, что вы можете сделать, чтобы количество проинформированных было максильным. Запомните: все, что хорошо смотрится на выверенном рекламном буклете, не подходит для сарафана. Будьте проще и оригинальней.
  3. Инструменты. Ждать, пока о вас заговорят, не стоит. Действуйте! Просите рассказывать о вашем бренде — сотрудников, знакомых, клиентов. Разместите на сайте кнопку Поделиться — так пользователи смогут делиться информацией онлайн. Делайте рассылку, поднимайте в ней важные, горячие темы. Пользуйтесь всем, что предоставляет век технологий! Не забывайте вступать в диалог с потребителем — это важная часть работы по улучшению имиджа компании.

Как определить эффективный сарафанный маркетинг

И вот вы запустили сарафан. Как и при реализации любой другой маркетинговой стратегии, требуется оценить эффективность. Сделать это можно с помощью Интернета. Вбивайте в поисковик название бренда или отдельного товара и смотрите, что о нем пишут пользователи. Чтобы понять общую картину, этого будет достаточно.

Проанализируйте количество положительных и отрицательных отзывов, внимательно изучите содержание каждого из них. Ориентируйтесь только на них, нейтральные отзывы большой роли для компании не играют. Рассчитайте индекс репутации бренда — для этого из общего числа положительных отзывов вычтите отрицательные.

Если соотношение слишком большое — не паникуйте. Это ваш шанс исправить ошибки и стать идеальной компанией.

В заключение хотим отметить, что сарафанный маркетинг может быть не только благом, но и злом. Если с ним переборщить. Не стоит повторять всем известную информацию кучу раз. Потребителя нужно удивлять и удивлять приятно. Пусть о вас будут говорить всегда, но по разным поводам. Подпитывайте интерес и тогда ваша компания будет впереди всех.