Сезонность спроса

Сезонность спроса влияет на продажи и успешность бизнеса в целом. Если не верить в реальность этого фактора, просадка будет сильной. Анализ сезонности спроса позволяет выявить пиковые и упадочные периоды и подготовиться к каждому из них. В статье рассказываем, как и зачем анализировать сезонность спроса и каким образом использовать полученные данные.

Что такое сезонность

Сезонность спроса знакома всем предпринимателям. Причем это знакомство состоялось еще до того, как открылся первый магазин. Уже на ярмарках было известно, какие товары сегодня будут в ходу, а время каких еще не пришло. 

В году много праздников, влияющих на потребности рынка. Влияет на спор и погода, и сезон. Вообще факторов сезонности много, они возникают в зависимости от тех или иных условий. В статье будет подробно разобрано, что провоцирует появление чрезмерного спроса или его недостатка. 

Потребительский спрос сезон от сезона можно предсказать, ведь он цикличен, связан с определенной схемой. Так, колебания спроса могут носить ежеквартальный, ежесезонный и ежегодный характер. От продолжительности периода напрямую зависит сила колебаний. 

Сезонность может стать как критическим моментом в ведении бизнеса, так и прекрасной возможностью для заработка. Это зависит от правильности управленческих решений и умения подстраиваться под изменения рынка и адаптирует свою деятельность.

Виды сезонности

Обычно компании выделяют три вида:

  1. Яркая — связана с резким падением спроса (снижается практически на половину). Она может повлечь кассовый разрыв. Чтобы этого не допустить, рекомендуется активно внедрять способы стимулирования спроса, которыми могут быть маркетинговые мероприятия.
  2. Умеренная — спрос проседает незначительно, примерно на 20%. Особого вреда бизнесу и сотрудникам компании не приносит. 
  3. Жесткая — спрос может быть даже нулевым. При этом возможности вернуться к начальным показателям нет.

Есть и другая классификация сезонности:

  1. По времени года. Спрос на товары повышается или сокращается из-за погоды. Так, шипованные шины для автомобиля сильнее востребованы осенью, а купальники — летом.
  2. В зависимости от праздников. Новый год, 8 марта — в эти даты пик продаж в магазинах. Растет спрос как на очевидно женскую или мужскую продукцию, так и на товары, которые мало имеют отношения к подаркам. Также возникает рост продаж и при других, торжествах. Например, перед 1 сентября увеличиваются продажи канцтоваров и книг.
  3. Годовая бизнес-активность. Есть общеустановленные периоды, снижающие спрос на товары. Например, сезон отпусков, зимние или весенние каникулы и т.д. Продажи растут только у тех, чьи товары связаны с организацией отдыха. Тут же оказывает свое влияние и погодный фактор: летом спрос на надувные круги, зимой — на лыжи.
  4. Планирование бюджетов государственными организациями. У многих госкомпаний жесткие рамки бюджетирования, часто к концу квартала им нужно освоить бюджет. Делается это путем совершения различных покупок. К началу же нового квартала, напротив, наблюдается спад активности — в это время бюджет еще не утвержден.
  5. Сезонность, связанная с крупными мировыми событиями. Их нельзя отнести к праздникам, однако и простой датой их не назовешь. Например, Чемпионат мира по футболу или вручение Оскара.

Причины сезонности

Главная причина — смена времен года. Температура воздуха и осадки имеют огромное влияние на людей. Наша жизнь сильно зависит от картинки за окном. Летом нам хочется кататься на велосипеде, играть в футбол, любоваться закатом на морском побережье, а зимой — необходимы шуба, лыжи и уютный плед.

Праздники — им отведена вторая роль в вопросе изменения сезонности. Семейные торжества требуют богатого и вкусного стола, подарков для семьи и друзей, уюта.

Обычно после этого размаха в спросе наступает затишье. Во-первых, потому что деньги уже потрачены и предстоит начать зарабатывать новые. А во-вторых, потому что все уже насытились покупками, и им нужно от хождений по магазином и скроллинга сайтов отдохнуть. Для предпринимателей это означает, что все что они заработали в сезон, предстоит растянуть на время отсутствия спроса.

От чего же зависит сезонность? Причины:

  1. Смена времен года. Как говорилось выше, первая причина связана с изменением температуры. Крем от загара в феврале не пригодится, а вот теплая обувь — вполне. Зимой все в предвкушении Нового года и обмена подарками — наступает время торговых центров и праздничной суеты. Весной — все хотят преображения, обращаются в салоны красоты и фитнес-центры. Лето — это дачи или курорты, самое время предлагать соответствующие товары. Осень — простуды, хронические заболевания, вирусы, нехватка витаминов. Видите, насколько легко предугадать поведение потребителей и их спрос, если просто проанализировать ситуацию изнутри, от своего лица?
  2. Праздники. Новый год, наверное, самый яркий пример. Здесь хорошо продаются любые товары, главное правильно их рекламировать. Важно в оффер добавлять слова с правильным оттенком: подарок, праздник, радость, новогодний, чудо и т.д. Еще представитель — День всех влюбленных. Он отмечается у нас не так давно, но набирает обороты. Здесь подойдет все милое и романтичное, главное — больше милоты и сердечек в рекламе. 

Не все праздники, отмечаемые в России, отмечаются в других ближайших странах. Например, тот же День защитника отечества у нас отмечается 23 февраля, а в Казахстане — 7 мая. 

Какие еще праздничные поводы к росту сезонности существуют? Международный женский день, День знаний, День защиты детей, Хэллоуин — у этих праздников своя товарная специфика, свои подарки и свой посыл в офферах. Важно соблюдать tone-of-voice: заискивающие сюсюканья лучше оставить для детей и романтичных праздников, для всего другого стоит придерживаться другой политики.

  1. События в мире. Если происходит что-то, что тревожит общественность за пределами нашей страны, то оно влияет и на спрос. Так, Чемпионаты мира по футболу повышают спрос на футбольную атрибутику, причем не только на фанатские шарфы и форму, но и на сувениры, мячи и т.д.
  2. Модные тренды. Мода меняется постоянно и это вносит свои изменения в спрос на товары или услуги. Угги, спиннеры, заколки с жемчугом, поп-ит, платья с баской — все это было популярным или является таковым сейчас, а значит производители этой продукции неплохо зарабатывают. Правда, здесь есть один момент: популярность таких товаров проходит так же быстро, как и появляется, поэтому долго их продавать не получится.

Как отслеживать сезонность товаров и услуг?

Зачем отслеживать сезонность? Анализ этого показателя поможет грамотно определить приоритетность внутри компании. Например, получится временно расширить ассортимент или проработать отдельную линейку праздничной продукции. Иногда имеет смысл выводить товары, которые сейчас популярностью не пользуются.

Анализировать сезонность  спроса можно с помощью следующих сервисов:

  • Яндекс. Вордстат. Вообще этот ресурс используется для сбор семантического ядра для сайта, но вполне подойдет и для анализа сезонности. С его помощью можно отслеживать запросы пользователей и их изменение в течение двух лет. Интегрированные графики и таблицы делают анализ статистики нагляднее, а фильтры позволяют отсортировать запросы исходя из значимых параметров.
  • Google Trends. Этот сервис с большим функционалом, нежели предыдущий. С его помощью можно легко отследить историю запросов за 16 лет, провести сравнительный анализ запросов, отслеживать их динамику. Доступно отслеживание запросов по регионам и отдельным городам. Это делает статистику более точной и полной.
  • Google таблицы или документы. Они подходят для ведения ручной статистики. Иногда это бывает даже удобнее, так как в этом случае можно настроить аналитику способом, который будет удобно именно для вас, с учетом нужных параметров. 

Как рекламироваться в сезонной тематике

Мы уже выяснили, что сезонность очень влияет на работу бизнеса. И речь идет не только о производстве товаров, но и о маркетинге. Готовьте сани летом, друзья! Работы по продвижению стоит начинать за 3 месяца до предполагаемого старта сезона. Если у вас блог с рецептами — начните тестировать рецепты шарлотки до того, как начнется сезон яблок. 

Не останавливайте продвижение и в межсезонье. В таком случае о вас забудут. А еще это отличная возможность выявить слабые стороны продукта и его доработать.

От сезонности зависят продажи. После того, как определите точки самого высокого и низкого спроса, вы сможете подбирать наиболее подходящие стратегии продвижения своего товара. Развивайте бренд по тем направлениям, которые популярны сегодня, приостанавливайте выпуск или продвижение товаров, число продаж которых по прогнозам снизится. Используйте полученные данные с умом и сезонность спроса не навредит вашему бизнесу.

5/5 - (1 голос)