SWOT-анализ

SWOT-анализ помогает изучить важные аспекты бизнеса или среды, в которой планируется запуск нового дела. Это серия маркетинговых исследований, которые позволяют выявить сильные и слабые стороны компании или отдельного ее продукта.

До того, как появился СВОТ, в исследованиях использовался только анализ преимуществ и недостатков организации. Но разработчик метода — Кеннет Эндрюс — добавил в эту структуру еще два показателя, что сделало его популярным способом определения успешности бизнеса.

Задача анализа в том, чтобы подготовить эффективную бизнес-стратегию, в которой будут учтены ключевые факторы — внутренние и внешние. Он применим не только для предприятий, но и для оценки личного роста и даже для конкурентной разведки.

В соответствии со СВОТ-методикой, бизнес-проект должен развиваться с учетом четырех характеристик:

  1. S (strengths) — преимущества, уникальные навыки. Сюда включается все, за счет чего компания повышает число продаж, обходит конкурентов и выживает на рынке.
  2. W (weaknesses) — недостатки. Те моменты, в которых предприятие уступает конкурентам и проигрывает, убыточные направления.
  3. O (opportunities) — возможности. То, на что бизнес может влиять для улучшения ситуации. Например, обучение сотрудников.
  4. T (treats) – угрозы, то есть трудности, которые просто существуют и не поддаются прямому воздействию.

У бизнеса есть влияние на три из четырех характеристик. Избавиться от недостатков, переоборудовав цех или собрав новую команду, повысить конкурентоспособность — все это в руках владельца предприятия. То, на что он не может повлиять — курс валют, изменения в законодательстве, демографические и другие факторы.

Кому пригодится SWOT анализ

Методика подходит для любого бизнеса. Ниша и размер значения не имеют. Она помогает учесть риски на стадии зарождения компании и вывести ее вперед уже в первые месяцы работы.

SWOT пригодится и давно живущим предприятиям. Для них анализ проводится ежегодно, даже если никаких угроз успешности нет. С его помощью получится найти новые варианты развития, которые будут отвечать текущим потребностям рынка.

Преимущества и недостатки

  1. Плюсы — главных всего три:
    — Универсальность — техника подходит для любых компаний: оптовой и розничной торговли, онлайн и оффлайн сферы, производства и продавцов. Подходит и для оценки работы отдельного филиала или отдела.
    — Отсутствие сложностей при подготовке — анализ может выполняться руководителем или менеджером. Технология проста и понятна, никакого оснащения не нужно. Все, чем следует обладать — знаниями о текущей ситуации внутри бизнеса или всего рынка.
    — Всесторонний подход — здесь рассматриваются внешние и внутренние факторы, поэтому можно комплексно рассмотреть ситуацию, не заостряя внимание на чем-то одном.
  2. Минусы:
    — Субъективность — нет списка показателей, которые стоит принимать во внимание. Аналитики должны сами принимать решения и определять, на чем основывать анализ.
    — Нет измеримых результатов — не всегда есть количественные показатели, поэтому итоги анализа размыты, дают лишь общую картину.

Как использовать анализ

Нужно определить цели — это поможет понять, какие преимущества и недостатки будут иметь значения. Во внимание стоит принимать то, что касается цели. Она должна быть одна в рамках одного анализа.

5 правил эффективного SWOT анализа

  1. Нужно концентрироваться на одном направлении и не рассеивать свое внимание на то, что связано с компанией косвенно.
  2. Выявление плюсов и минусов.
  3. Подготовка списка внутренних возможностей компании.
  4. Работу поручают не одному сотруднику, а целому отделу — маркетинговому.
  5. Характеристики нужно формулировать как можно точнее, чтобы было понятно, как потом с ними работать.

Подготовка

Изучите рынок. Начните с целевой аудитории, ее болей. В конечном счете, успех компании зависит от отношения клиентов к ней.

Также важно определить основных конкурентов и понять, как относятся клиенты к ним. Сравнив свой бизнес с конкурентным вы сможете понять, в чем ваша сила, а в чем — слабости.

Пошаговый алгоритм как делать СВОТ анализ

  1. Составление списка вопросов для анализа. За счет них вы сможете выделить самое важное о компании. Такими вопросами для выявления сильных сторон могут быть: какое УТП есть? какие уникальные качества есть у сотрудников? какие ресурсы уже есть? Чтобы определить слабые стороны, нужно сфокусироваться на конкурентах: в чем сила их продукта? какие ресурсы есть у них и нет у нас? Для выявления возможностей: как ситуация в мире поможет росту компании? какие ресурсы стоит привлечь? Чтобы выявить угрозы: какие участники могут прийти на рынок и навредить бизнесу? какие рыночные изменения могут ухудшить положение?
  2. Подготовка матрицы. В таблице все данные представляются наглядно, с учетом степени их важности.
  3. Выявление плюсов и минусов. Затем нужно сделать сортировку и расположить информацию внутри матрицы: вверху — факторы с наибольшим влиянием.
  4. Определение направлений для развития. Подготовка рейтинга внешних факторов, которые могут повысить продажи.
  5. Определение угроз. Сюда включают внешние факторы, которые за границам контроля.

Количественный метод анализа

Суть в том, что всем расположенным в матрице данным присваивают баллы. Так повышается наглядность и становится ясно, насколько важен фактор для бизнеса. Не всегда нужно делать SWOT-анализ полностью, иногда можно воспользоваться альтернативным методом, точность которого не меньше.

Для этого нужно оценить все факторы и просто определить наиболее важные из них.

Пример для интернет — магазина

Матрица для бытового магазина выглядела бы так: 

ПреимуществаНедостатки
Ключевые товары в Яндекс находятся на верхних позициях выдачи и приносят более 80% заявок.
В отделе продаж сидят менеджеры с опытом от 5 лет, которые отлично знают ассортимент.
Отсутствие посредников делает себестоимость ниже.
Сайт не адаптирован под мобильную версию, из-за чего долго грузится и не разворачивается на весь экран.Склады находятся в разных странах, поэтому доставка товаров занимает много времени.Не задействована контекстная реклама и рассылка для постоянных клиентов.
ВозможностиУгрозы
За счет электронной коммерции можно повысить число продаж.Развитие соцсетей повысит узнаваемость бренда и спровоцирует рост трафика.Главный конкурент уходит с рынка, и его аудитория может стать нашей.Рост курса валют увеличит себестоимость продукцииУхудшение качества жизни влияет на платежеспособность ЦА и число заказовРост мобильного трафика ухудшает конверсию.

Выводы по SWOT-анализу:

  1. Большинство трафика приходит из поисковой выдачи, поэтому нужно вплотную заняться SEO-продвижением.
  2. Сайт стоит адаптировать под мобильную версию.
  3. Стоит активнее развивать онлайн-продажи.
  4. Курс доллара может стать причиной роста цен для клиентов.

В СВОТ-анализе важно не только правильно сделать выводы, но и действовать по установленному плану. Только так в нем есть смысл.

Приведем два примера такой проработки:

  1. Маркетологи не укладываются в сроки. Выходом из этой ситуации будет найм проджект-менеджера, который будет ответственным за постановку задач и контроль сроков.
  1. Аренда за помещение магазина растет, а доход с него сокращается. Вывод: нужно постепенно переходить в онлайн, и со временем получится полностью отказаться от физической торговой точки.

Выводы о технологии SWOT

SWOT-анализ стоит проводить в крупном и малом предприятии, которое находится на начальных стадиях становления или давно существует на рынке. С его помощью удастся определить сильные и слабые стороны, потенциальные угрозы и варианты развития бизнеса. Это поможет организовать работу компании с наименьшими проблемами и минимальными ошибками. Она сможет конкурировать с аналогичными предприятиями и предлагать потребителю именно то, что он хочет видеть.

Чтобы получить более подробные данные, стоит анализировать не только компанию в целом, но и отдельные отделы. Дополнить наработки можно опросом подчиненных и клиентов — это повысит объективность полученной информации и поможет принять решения.

Рейтинг