Выбор цветового оформления сайта
легально копировать контент
5 мин

Как использовать чужой контент и не попасть на штрафы

Представь: ты делаешь онлайн-курс, презентацию для конференции, сайт. Основной текст готов, но хочется разнообразить материал фотографиями, цитатами или мемами.

Если думаешь, что можно просто скачать фотки с первой страницы поисковика — у нас плохие новости. Возможно, за простецкое фото природы придется заплатить.

Цитировать или не цитировать?

Самый простой способ избежать штрафов — не использовать чужой контент. Чтобы добавить картинку на сайт, нужно разрешение правообладателя — заключить лицензионный договор, получить письменное согласие. В Гражданском кодексе даже есть гигантская глава «Авторское право».

Публикация чужого контента — дело тонкое. Хорошая новость: в законах есть исключения.

Загляни в статьи 1273–1279 ГК РФ: цитировать чужой контент можно в личных, информационных, научных, учебных и культурных целях.

Онлайн-курсы спасены. А вот если чужая картинка на сайте напрямую помогает тебе зарабатывать — придется связаться с автором и получить его разрешение.

Как не нарушить авторские права

  1. Укажи имя или творческий псевдоним автора. Подойдет и юзернейм из соцсети.
  2. Укажи источник заимствования. Не первый же сайт с копией, а оригинальный источник: место, где контент был опубликован впервые.
  3. Руководствуйся здравым смыслом. Целая глава — это не цитирование.

Получается, можно вообще не связываться с автором контента, правда? Ну, есть нюанс.

Общие правила vs прямое разрешение

Общие правилаРазрешение автора
Быстро: берешь картинку, ставишь ссылку на автора — и впередМедленно: нужно потратить время, чтобы связаться с правообладателем и получить разрешение
Есть ограничения: при всем желании нельзя использовать чужую книгу целикомНет ограничений: всё зависит от того, о чем ты договоришься
Опасно: если возникнет спор, придется доказывать в суде, что у тебя были именно учебные или информационные целиБезопасно: есть соглашение — нет претензий
Не факт, что автор узнает. И ладно.Приятно автору: человеку будет приятно узнать, что его трудами интересуются (а его права стараются уважать)

В общем, обе стратегии рабочие, но вторая безопаснее. Есть время и деньги — выбирай ее. Сроки горят, а бюджет — ноль рублей ноль копеек? Выкручивай здравый смысл на максимум и придерживайся стратегии с общими правилами.

Некоторые материалы распространяются в интернете под лицензией Creative Commons — для их использования точно не понадобится разрешение, даже для перестраховки. Достаточно указать автора, источник и лицензию.

Поиск автора и правообладателя

Ого, а это не один человек? Изначально автор — первоначальный правообладатель, но он может передать права на произведение покупателю или работодателю. Да, пункт про передачу прав встречается во многих трудовых договорах.

Правда, право называться автором неотчуждаемо. Это значит, что при цитировании всё равно нужно одновременно указывать правообладателя (например, данные издательства, в котором вышла книга) и автора.

Частые проблемы:

  1. «Не могу найти автора»
    Укажи правообладателя — этого достаточно.
  2. «Цитирую фильм. Кого из создателей указать?»
    Если они не передали права одному правообладателю — придется получать согласие у всех.
  3. «Автор умер. Получается, можно ничего не указывать?»

Только если после его смерти прошло 70 лет — тогда произведение становится общественным достоянием в России. В других странах — другие правила.

Нюансы:

  • автор посмертно реабилитирован после репрессий: 70 лет отсчитываются от даты реабилитации, а не смерти;
  • произведение создано во время Великой Отечественной войны: вместо 70 лет придется ждать 74 года;
  • картина стала общественным достоянием, но принадлежит музею: придется согласовывать условия с музеем (касается коммерческого использования).

Правила также касаются фотографий знаменитостей, картинок и постов в соцсетях. Да, публикация рисунка во «ВКонтакте» не значит, что автор разрешает его использовать. По большому счету, когда большой паблик выкладывает чью-то работу без подписи, — это нарушение авторских прав.

Правообладатель может взыскать с нарушителя и 50 000, и 350 000 рублей. По закону компенсация может составлять до 5 000 000 рублей — а эта сумма неподъемна для предпринимателей, которые открывают бизнес с нуля и просто решили сделать сайт привлекательнее с помощью чужих фотографий.

На размер компенсации влияют коммерческая ценность скопированных материалов, длительность и грубость нарушения, потери правообладателя. Список внушителен. Одни правообладатели могут не потребовать компенсации и просто попросят прекратить использование контента — как российские музеи. Другие будут драться в судах инстанций.

Дешевле не нарушать авторские права и соблюдать культуру делового этикета. Поверь, лучше один раз перестраховаться, чем потом разгребать последствия.

Комментарии

Читайте по теме