Маркетинговый план в бизнесе
В бизнесе, как в путешествии — без навигатора никуда. Мало видеть точки отправления и назначения. Нужно понимать, сколько времени займет путь, хватит ли ресурсов до ближайшей «заправки», что способно помешать достижению цели. Выяснить это можно, составив маркетинговый план.
Что это такое
Маркетинговый план — внутренний документ организации, пошаговое руководство по достижению долгосрочных и краткосрочных целей бизнеса.
Обычно документ разрабатывают штатные маркетологи или специалисты «извне», а затем согласовывают с руководством компании. План учитывает текущую экономическую обстановку, специфику товаров / услуг и др.
У средних по размеру компаний план маркетинговой стратегии обычно создается на один год. Крупные корпорации могут разрабатывать планы на три года и пять лет.
Годовой план демонстрирует направление развития бизнеса, очередность мероприятий, расходы, критерии достижения задач. Чтобы в будущем понять, эффективен план или нет, важно определить конечную цель. Например, увеличение годовой выручки на 20%.

Задачи и структура
Задачи маркетингового плана разнообразны. Главная — определить направление развития компании, составить стратегию мероприятий и коммуникаций с учетом целей, бюджета, рисков. Это исключит компонент хаоса из действий компании, позволит расставлять приоритеты верно и адаптироваться под изменения рынка.
Основные функции маркетингового плана:
- постановка целей рекламного продвижения;
- определение эффективности выбранной стратегии;
- выделение ресурсов, контроль расходов;
- объединение руководства с подчиненными вокруг одной цели;
- контроль действий сотрудников.
Т. к. маркетинговый план оформляется в виде документа, у него должна быть четкая структура. Она зависит от сферы деятельности компании, географии, масштабов производства. Но общая концепция едина — обязательно должны присутствовать несколько разделов:
- Аналитическая записка.
Включает описание текущего состояния дел организации, внешней экономической обстановки, возможные направления развития. Записка обязательна: формирование маркетингового плана невозможно без оценки ситуации на рынке. - Цель.
Она разбивается на отдельные задачи, которые ранжируются по важности. Исходя из этого определяется порядок их достижения. - Стратегия.
Пошаговый план достижения цели. - Действия.
Список того, что необходимо сделать для достижения каждой задачи, с привязкой к календарю. - Смета.
Раздел с указанием потенциальных расходов. Важные финансовые показатели компании (оборот, доход, расходы и т. д.) тщательно анализируются, создается инвестиционная база, определяются допустимые отклонения. - Контроль, управление и ответственные лица.
Любая бизнес-схема «провалится», если не назначить ответственных. При маленьких объемах работы можно контролировать только ключевые показатели. При больших — лучше расписывать, кто отвечает за каждый этап.
Схемы построения стратегий
Стратегии создаются с учетом особенностей конкретной компании. Самые популярные виды маркетинговых планов: 4P, 4W и SOSTAC.
4P: product (товар), place (торговая площадка), promotion (рекламное продвижение), price (стоимость). То есть: что продаем, где, по какой цене и как продвигаем.
4W: what (что), when (когда), who (кто), why (для чего). То есть: какой продукт, когда поступит в продажу, какая целевая аудитория и для чего она его приобретет.
Исходя из ответов на эти вопросы маркетолог устанавливает цену, выбирает точки продаж и рекламные инструменты.
Другой популярный вариант — SOSTAC:
- Situation Analysis — ситуационная оценка текущего момента.
- Objectives — конкретная цель, например, увеличение прибыли на 20%.
- Strategy — стратегия достижения цели.
- Tactics — инструменты, техники, сервисы.
- Action — действия в рамках маркетингового плана: понятные и точные шаги.
- Control — контроль эффективности плана.
Есть примеры маркетинговых планов, состоящие всего из одной страницы. Их разрабатывают для развития малого бизнеса или запуска стартапов — на основе воронки продаж.
Если потенциальный клиент еще не знаком с брендом, задача маркетолога — сделать так, чтобы потребители попробовали продукцию бренда.
Если стратегия направлена на работу с существующими клиентами, то ее цель — увеличить число покупок отдельного потребителя. Здесь важным финансовым показателем становится средний чек покупки.
Если клиент знаком с брендом, но пробовал не всю продукцию, задача специалиста отдела маркетинга — вызвать доверие к нужному товару и заставить клиента выбрать именно его.

Тактики продвижения
Основной инструмент маркетолога — рекламные техники продаж. В зависимости от поставленных задач можно использовать:
- SEO-продвижение. Дает трафик на регулярной основе, ставит целью вывести сайт на первые позиции в поиске. Ощутимые результаты могут появиться через несколько месяцев или раньше, если подключить дополнительно контекстную рекламу.
- Рассылки по электронной почте. Увеличивают клиентскую базу и удерживают текущих клиентов. Для реализации нужен сервис рассылки.
- Промоакции. Чаще всего их организуют в сфере розничной торговли.
- Мерчендайзинг. Совокупность мероприятий, направленных на то, чтобы товар выделялся в торговом зале.
- Работа над дизайном упаковки.
- Расширение сети точек продаж.
У хорошего маркетолога в запасе имеются десятки инструментов, позволяющих увеличить продажи, и он их умело комбинирует.
Вывод
Еще на стадии работы над стратегией сотрудники делают многое для ее развития: тщательно изучают конкурентов, повышают прозрачность работы отдела маркетинга, планируют расходы, ищут точки роста и слабые места.
Благодаря этому руководство может понять, чем маркетологи будут заниматься и куда пойдут деньги. А значит, выстроить эффективную систему контроля расходов и результатов.