Аудит отдела продаж
Любому предпринимателю необходимо повышать количество и качество успешных сделок, чтобы обеспечить стабильный рост бизнеса. Для этого следует в первую очередь оценить навыки менеджеров по продажам, их эффективность, квалификацию и конверсию заявок.
Аудит системы продаж — это комплексный подход к оценке деятельности фирмы, призванный:
– выявлять слабые места маркетинговой стратегии, нарушения в управлении отдела сбыта, некорректное УТП;
– помогать наладить процессы сбыта;
– оценивать профессиональные навыки сотрудников;
– находить точки роста для развития компании.
Как провести аудит отдела продаж?
Технологии проведения аудита отдела продаж существуют во многих вариациях, из-за чего часто возникают проблемы при выборе нужного подхода. Однако, выделив основные вопросы, можно вывести универсальную схему, по которой внимание уделяется трем основным аспектам для любого предприятия:
- стратегия — долгосрочные цели компании, позиционирование на рынке, планы по развитию;
- тактика — существующие пути реализации бизнес-плана, методы взаимодействия с клиентами, маркетинговые ходы;
- операционные действия — способы достижения поставленных целей, цена ошибок и способы их избежания.
Доскональная проверка поможет не только понять влияние различных факторов на эффективность предприятия и найти текущие проблемы, но и выявить их причины, а также разработать методы их устранения.

Аудит бизнес-процесса продаж осуществляют в несколько этапов:
- Оценка мотивационной системы менеджеров;
- Анализ организации и распределения функциональных обязанностей среди штата;
- Работа с клиентской базой и определение индекса лояльности покупателей;
- Исследование продукта и сервиса.
Результат: что вы получите после проведения аудита?
Основная задача проверки — определения стратегии развития вашего предприятия через повышение эффективности сотрудников и улучшение взаимодействия с потенциальными клиентами на каждом этапе совершения сделки.
Аудит системы продаж позволяет
- выявить «узкие» места и точки разрыва;
- найти слабые места в подходе к планированию работы;
- сделать подробный конкурентный анализ;
- сформировать новое УТП;
- повысить эффективность менеджеров;
- увеличить конверсию воронок и входящих заявок;
- разработать алгоритм передвижения сделок;
- составить подробную карту проекта;
- определить точки роста и создать план развития компании.
Алгоритм проведения аудита
Экспертиза работы отдела продаж проводится на всех уровнях — от системы мотивации сотрудников до ценности продукта для клиента. При самостоятельном проведении аудита следуйте алгоритму, чтобы не упустить важные нюансы.
Функционирование отдела
Рассмотрение применяемых систем мотивации и зависимости оплаты труда от полученных KPI и достигнутых результатов. Оценка внедрения «принципа Дарвина», прозрачности расчета оклада, бонусов и штрафов за выполнение/невыполнение плана.
Выявление внутренней конкуренции и соревновательного эффекта, определение лидеров и лучших работников. Визуализация достижений через CRM-системы или другие методы отчетности.
Соответствие квалификации сотрудников вашим требованиям. Наличие листов развития, скриптов взаимодействия с клиентами и тренингов для менеджеров.
Клиентская база
Работа с существующей базой, понимание миграции между категориями. Анализ планов по контрагентам, действующих воронок и выявление бесперспективных «пустых» клиентов.
Определение покупательской способности клиентов, объема закупок, потенциала up-sale и cross-sale. Оценка или составление индивидуальных планов продаж и прироста выручки.
Замер индекса приверженности покупателя с помощью репрезентативной выборки и анкетирования, оценка работы маркетологов с понятием NPS.
Анализ причин ухода покупателей, скриптов по их возвращению, недостатков воронки.
Продукт
Анализ знаний менеджеров о продуктах, их преимуществах и недостатках. Определение ценности продукта для покупателя, понимание выгод, достижений и кейсов сотрудниками. Проведение конкурентного анализа.

Чек лист проведения аудита
При проведении аудита системы продаж вы должны получить исчерпывающий ответ на следующие вопросы:
Работа менеджеров
- От чего зависит и как формируется оклад?
- Существует ли четкая и прозрачная система премирования и бонусов?
- Какими документами регламентирована деятельность продавцов?
- Если ли в отделе здоровая конкуренция?
- Как визуализируется система достижений?
- Знают ли сотрудники, какие навыки необходимо развивать, чтобы повысить свой доход?
- Проводятся ли регулярные тренинги и обучение?
- Достаточно ли у служащих актуальной информации по товару и состоянию рынку?
- Используются ли скрипты взаимодействия?
- Как проходит работа с возражениями и ушедшими пользователями?
Клиентская база
- Какой процент потерь клиентов в динамике?
- Как определяется эффективность воронки и конверсия заявок?
- Какая величина общей выручки с покупателя за цикл?
- Делается ли чистка текущей базы на предмет бесперспективных клиентов?
- Проводят ли менеджеры анкетирование и мониторинг лояльности потребителей?
Продукт
- Соответствует ли текущее УТП требованиям рынка?
- Могут ли менеджеры четко сформулировать ценность продукта?
- Что отличает вашу компанию от конкурентов?
- Какие ваши основные компетенции?
- Можете ли вы и ваши сотрудники быстро подстраиваться под новые тенденции рынка?
Вы можете посмотреть пример аудита отдела продаж у схожих предприятий, расширив чек-лист актуальными проблемами и ошибками в конкретной нише, или привлечь независимые консалтинговые агентства, которые помогают провести расширенную и детальную экспертизу.
График проверок
Частота проведение экспертизы зависит напрямую от особенностей бизнеса и в некоторых случаях требует составление плана глобальных проверок. Контролировать ситуацию можно постоянно с использованием CRM-систем:
- Каждый день;
Контролируйте количество поступающих заявок и успешных сделок через отчетность для каждого менеджера по отдельности. Выясните причину больших колебаний и спадов эффективности, не откладывая надолго.
- Еженедельно;
Оцените движение клиентов по воронкам продаж и процент отказов в сотрудничестве. Рассматривайте не только общий срез всего отдела, но и динамику по конкретным работникам, чтобы получить полноценную картину.
- Каждый месяц;
Проанализируйте отдела на протяжении длительного периода. Обратите внимание на продуктивность, количество новых покупателей, повторные продажи и общую выручку. Отдельно проанализируйте среднее время обработки по заявкам и мотивацию команды.