Антикризисное финансовое управление

Даже успешная компания может стать банкротом. В бизнесе нет никаких гарантий — перед кризисом все равны. Сокращение клиентского потока, снижение прибыли, сокращение выпуска продукции и производства — все это влечет последствия, в том числе — закрытие компании. Владелец бизнеса должен уметь выходить из таких ситуаций и знать, какие меры антикризисного финансового управления предпринять в первую очередь. О целях, задачах и стратегиях антикризисного управления и пойдет речь ниже.

Что такое антикризисное управление

Антикризисное управление — методика вывода компании из сложной ситуации. Такой ситуацией может быть неплатежеспособность, банкротство и т.д. Система помогает преодолеть кризис или предупредить наиболее серьезные его последствия. Стратегия вырабатывается исходя из текущего положения компании.

Управляющий оценивает обстановку и выстраивает систему, которая помогает укрепить позиции на рынке. Специалист должен не бояться принимать решения и брать на себя ответственность за каждое действие, совершенное в условиях неопределенности. Действовать нужно быстро и четко.

Почему возникает кризис и какие типы бывают

Компанию могут подстерегать следующие типы кризиса:

  • Производственный — его в устаревшем оборудовании или технологиях, не соответствующих времени. Качество продукции страдает, издержки увеличиваются, недовольство клиентов растет в геометрической прогрессии.
  • Социально-управленческий — команда работает не как команда. Между сотрудниками отсутствует взаимопонимание, нет слаженности. А какая работа может быть, когда в коллективе царят взаимная ненависть и неуважение? Производительность труда ухудшается. Конфликты приходится разрешать администрации, которая могла бы выполнять более серьезные задачи и контролировать бизнес-процессы. Но нет, их время уходит на то, чтобы помирить сотрудников и научить их слаженной работе.
  • Финансовый — бюджет компании был растрачен нерационально. Никто не подумал, как выгодно использовать имеющиеся денежные ресурсы, и какие источники их пополнения можно привлечь.
  • Организационный — управленческая структура и организация работы компании в целом имеют большие пробелы, которые ведут к гибели бизнеса.
  • Информационный — компания работает с недостоверной информацией о процессах, протекающих внутри и снаружи.

Каждый вид кризиса имеет отношение к остальным. Все они взаимосвязаны и усиливают друг друга.

Причина кризиса кроется в несоответствии ресурсов компании рыночным условиям. Внешние причины бывают:

  • рыночными — рост конкуренции и изменение курса валют могут повлиять на успешность работы компании;
  • социально-экономические — к ним относится рост инфляции, рост безработицы на разных уровнях, законодательные изменения;
  • другие — например, рост преступности или мировой кризис.

Внутренние причины:

  • отсутствие баланса между производством и продажами;
  • чрезвычайное количество займов при незначительном уровне прибыли;
  • несоответствие качества продукции, цены ее продажи и производственных расходов;
  • нецелесообразное расходование ресурсов.

Цели и задачи антикризисного управления

Основная цель антикризисного управления — сделать ситуацию стабильной и продлить срок пребывания компании на рынке. Чтобы добиться этой цели, необходимо решить ряд задач:

  • не допустить банкротства;
  • вывести бизнес из кризиса;
  • подготовить систему управленческий решений;
  • минимизировать ущерб от кризиса, который зачастую серьезнее самого кризиса;
  • провести детальный анализ слабых сторон компании и усилить ее работу по этим направлениям.

Стратегии антикризисного контроля

Стратегия антикризисного управления выстраивается на основании сферы работы компании и целей, которые компания преследует. В самом общем смысле их можно разделить на следующие виды:

  1. Арбитражная стратегия. Компания теряет прибыль — самое время применить эту стратегию. Ее суть в признании банкротства компании в судебном порядке. Это избавит от долговых обязательств. Но есть и один минус — владельцу бизнеса придется начать все с нуля и выстраивать бизнес заново.
  2. Упреждающая стратегия. Ее еще называют превентивной. Она связана с предупреждением кризиса и его последствий. Высший менеджмент должен оценить потенциальные угрозы и попытаться их предупредить. Итогом работы должен стать список способов недопущения кризиса и сокращения последствий, в случае его возникновения.
  3. Экстренная стратегия. Она подойдет компаниям, кризис в которых уже начался. В самые пиковые моменты, где нет времени на раздумья и проработку мер, менеджер должен найти способы поддержания платежеспособности компании. Компания стремится восстановить свою работу на том уровне, который был до возникновения первых признаков кризиса.

Этапы и методы антикризисного управления

  1. Идентификация начала кризиса. Проработка стратегии начинается с момента, когда руководство компании, посмотрев правде в глаза, определяет, что грядут тяжелые времена, и начинает поиск слабых мест в работе бизнеса. На этом же этапе определяют причины проблемы. От того, насколько точно будет сделана работа, зависит успех антикризисного плана и скорость его эффективного внедрения.
  2. Работа с командой. Она подразумевает целую серию мероприятий. Так, нужно проанализировать  KPI специалистов и уволить самых некомпетентных и ленивых. Не стоит утаивать от коллектива реальный ход дел, честно расскажите о том, что в компании кризис, познакомьте специалистов с особенностями работы в непростых условиях и проведите их обучение. Важно сделать все, чтобы внутри коллектива царили мир и порядок: постарайтесь разрешить существующие конфликты — они только помешают в сложное время.
  3. Сокращение расходов. Оно не должно вредить качеству продукции, но без этого нельзя обойтись. Попробуйте поговорить с поставщиками, объясните ситуацию и попросите продолжить сотрудничество на более мягких условиях.
  4. Работайте над увеличением продаж. Сделать это можно с помощью акций, бонусов и других маркетинговых мероприятий. Круглосуточно следите за заявками — вы не должны пропустить ни один звонок, ни одно обращение клиента. Кризис — не время пренебрегать даже мелкими заказами.
  5. Проработайте распределение денежных потоков. Для этого необходимо сверять баланс, сокращать величину кредитов, повышать продажи и т.д.
  6. Постарайтесь реструктурировать кредит. Попросите кредитора пересмотреть условия кредита. Может быть, он сможет предложить рассрочку или снизить процентную ставку. В любом случае, это будет значительная помощь компании в сложное время.
  7. Реорганизация компании изнутри. Стабилизируйте денежные потоки — это поможет не допустить потери рыночной стоимости.
  8. Пересмотрите формы отчетности. Руководство должно понимать реальную картину, оценивать ситуацию объективно. Для этого у него должны быть на руках данные о конкурентоспособности, балансе активов и пассивов, ситуации на рынке в целом и месте компании на нем. Отчет должен быть всесторонним и полным, без ложных данных и сокрытий информации. В противном случае, компания не сможет пережить кризис и станет банкротом.
  9. Проработайте стратегию развития компании. Важный момент — она должна легко адаптироваться под ситуацию, которая вряд ли будет отличаться стабильностью. Положение дел может меняться молниеносно. Чтобы подготовить рабочую антикризисную стратегию, нужно провести детальный анализ ситуации и подготовить новые цели для компании. Важно предусмотреть несколько вариантов развития событий и подготовить несколько альтернативных стратегий.

Антикризисное управление на конкретном примере

ООО «Продуктовая корзина» продает продукты питания. Она сотрудничает с несколькими крупными поставщиками. Цель компании — прийти к самоокупаемости через полгода. При этом у нее есть долг в размере 3 миллионов рублей, плохой имидж, требования банков о погашении кредита.

Руководство проанализировало внутреннюю деятельность компании и выяснило, что причина возникновения кризиса кроется в недостаточном спросе на товары при одновременном повышении заработной платы сотрудникам.

Стратегия вывода компании из кризиса была предложена такая:

  1. Сокращение штата.
  2. Сокращение премий.
  3. Переработка ассортимента.
  4. Снижение цен на товары.
  5. Подключение маркетинговых мероприятий.

Сокращение штата положительно скажется на экономии бюджета. Это уже поможет оптимизировать финансовые расходы, что само по себе способно вывести компанию из кризиса. 

В качестве маркетинга стоит использовать рекламные кампании, которые направлены на изменение ассортимента, информирование клиентов об уменьшении цен и увеличение клиентского потока. Чтобы повысить лояльность покупателей, можно предложить им бонусные карты, систему скидок и подарков для постоянных покупателей. Такие, на первый взгляд, простые методы способны значительно улучшить ситуацию внутри компании и сделать ее более конкурентоспособной.

Как увеличить устойчивость предприятия к кризису

Кризиса проще избежать, чем бороться с его последствиями. Поэтому усилия руководства должны быть направлены как раз на меры профилактики, которые позволят избежать финансовой нестабильности и потери авторитета компании на рынке. Важные моменты, которые нужно учитывать:

  1. Диагностика кризисных ситуаций. Делать это нужно регулярно, хорошо заполняя управленческую отчетность. Если мониторинг обстановки проводится с завидным постоянством, заметить негативные изменения будет легко.
  2. Найм антикризисного управляющего, который будет проводить SWOT-анализ и помогать проработать стратегию работы компании во время кризиса. Этот специалист решает только профильные вопросы, он не отвлекается на другие вопросы и специализируется только на поиске вариантов выхода из кризиса, а потому эффективность такого варианта в разы выше, чем попытки сделать все самостоятельно.
  3. Интеграция в работу компании антикризисных механизмов. Они помогут сделать ситуацию стабильнее и направить силы команды в правильное направление.

Информация для запоминания

Антикризисное управление помогает найти скрытый потенциал фирмы и задействовать его для выхода из сложного периода. Кризис может возникнуть по разным причинам: от устаревшего оборудования и неграмотного использования бюджета до банальных конфликтов внутри коллектива. Даже такая мелочь, как отсутствие взаимного уважения между сотрудниками, может ухудшить работу компании и привести ее к банкротству.

Чтобы улучшить позиции компании на рынке, в первую очередь, стоит посмотреть на существующие расходы и научиться экономить бюджет. Еще одно направление антикризисной политики — повышение лояльности клиентов, которое достигается с помощью введения системы бонусов и проведения акций.

Антикризисная стратегия должна легко адаптироваться под изменяющиеся условия и задействовать силы компании всесторонне. Важно не паниковать и подходить к решению проблемы с холодной головой — от этого на 50% зависит успех исхода дела.

Рейтинг