Выбор цветового оформления сайта
Что такое референс
7 мин

Что такое референсы и зачем они нужны

Всё, что создается людьми, уже вторично. Но ты хочешь выделиться: разработать интересный дизайн, сделать уникальное фото, придумать крутую игру. Как понять: какие приемы считаются незаурядными? Где найти вдохновение? Как не оказаться плагиатчиком? Тебе помогут референсы.

Что называют референсом

Что такое референс? Это изображение, видео, предмет или векторный объект, который используется для подготовки уникального проекта. При переводе с английского языка слово означает «пример». Из семантики ясно, что медиа-материал нужен для разработки собственного материала дизайнером или художником.

В качестве базы можно взять фотографию, видеоролик, векторную графику, страницу из книги. Любая картинка, способная вдохновить мастера, или пояснить задание заказчика, подходит на эту роль.

В качестве референса можно взять и предмет. Например, швеи используют несколько образцов тканей для создания новой модели платья.

В чем польза

Наглядные примеры позволяют оптимизировать и облегчить работу, связанную в первую очередь с творчеством. У них целый ряд полезных качеств:

  1. Информативность. Например, художник на картинках рассматривает строение тела животного, которого он никогда не встречал в жизни. Или повторяет на холсте мышцы бегуна в движении. Фотограф на культовом снимке выделяет фишки и приемы постановки композиции для создания гармоничного кадра. Тот автор заложил в образец что-то стоящее, но ты можешь добавить свое, оригинальное.
  2. База для анализа. Референс простыми словами — образец для создания аналогичного или противоположного продукта. При разработке проекта любого масштаба сначала анализируют то, что создали конкуренты. Из этого выделяют удачные решения, создают аналог, убирая недостатки. Или работают над принципиально другой моделью, чтобы не повторяться.
  3. Контекст. Ты видишь, что принято в конкретной среде. Например, когда разрабатывают рекламу для элитных товаров, чаще используют сдержанные цвета. Кричащие оттенки приняты в дизайне, который создается для молодежи. Удачные решения конкурентов служат примером, а неудачные уберегают от ошибок. Референсы в маркетинге помогают выделить тренды, стандартные решения и оригинальные идеи.
  4. Концепция. Общение заказчика с исполнителем иногда затруднено из-за разного восприятия и понимания терминов. Образцы от заказчика помогут понять пожелания и снизят количество правок в будущем. Наброски показывают обе стороны. Исполнитель тоже ищет примеры того, как он видит результат. Далее на совещании стороны обсуждают варианты и приходят к компромиссу.
  5. Вдохновение. Творческих людей часто мотивируют чужие идеи. Референсы для фотосессии помогают найти основу и доработать идею до уникального кадра. Если ты был на съемках, то фотограф тебе показывал готовые работы в стиле, подобном тому, который он разработал для тебя. Или ты сам заранее искал в интернете, что хочешь повторить на съемке.

Образцы помогают наработать хорошую базу техник и авторских приемов. Запомнить все сложно, а сохраненный пример быстро восстановит в памяти оригинальный инструмент постановки кадра.

Применение рефернса

Где применяют

Референс нужен в любой сфере, где в качестве итога работы выступает что-то визуальное:

  • Фотографы берут в как образец снимки других фотохудожников, произведения искусства, кино, скульптуры, выставочные работы.
  • Художникам нужны подробности для написания картины: строение тела, особенности анатомии животных и людей, техники наложения цвета.
  • В строительстве анализируют дизайн других интерьеров, визуальную концепцию здания, уникальный архитектурный стиль.
  • Разработчики сайтов рассматривают референсы конкурентов на предмет грамотного соотношения цветов, удобного функционала, расположения рубрик.
  • Дизайнеры одежды вдохновляются модными показами, костюмами из разных эпох, легендарными образами, историческими деталями.
  • Маркетологи изучают логотипы и рекламу, чтобы выделиться и не сплагиатить конкурента.

Тем, кто работает в маркетинге, вообще нужно часто шерстить медиа-пространство и интернет и смотреть: не появились ли новые тренды. Что еще важно для таких специалистов, ты можешь узнать в «Лайк блоге».

Особенности работы с референсами

Важно всегда помнить, что это — только пример, образец для вдохновения или предостережение от ошибок. Нельзя копировать изображение, оно становится базой для собственных разработок, основой идеи, а не решением в готовом виде. Применять часть работы допустимо.

Как работать с референсами?

  1. Смотри на детали и изучай особенности объекта. Чужое видение может привести к переосмыслению задачи, когда заимствуешь удачный элемент, а не копируешь полностью.
  2. Ищи ошибки других и избегай их.
  3. Находи референсы везде. Если ты фотограф, то не ограничивай себя кадрами со съемок коллег. Сходи в музей, посмотри на картины. Например, как художники 19 века видели композицию.
  4. Не ограничивайся одной картинкой и не распыляйся на сотни. Выбери от пяти до десяти изображений и выдели нужное.
  5. Создавай мудборды — коллажи из нескольких изображений, собранных по тематике. Так выстраивается цельная концепция с четким смыслом.
  6. Замечай новое. Если ты художник, анализируя портретный референс, обрати внимание, как другой мастер накладывает тени, видит детали лица и прорисовывает задний фон.
  7. Выдели новые техники и приемы. Попробуй их скопировать, а потом видоизменить, чтобы получить авторский стиль.
Как найти референс

Где найти вдохновение

Разнообразные картинки доступны в любой поисковой системе. Есть ресурсы, к которым чаще всего обращаются профессионалы:

  • Pinterest — огромная коллекция картинок на любые темы. От референсов для фотосессии до идей домашнего декора. Поисковая система точно выдает результат и предлагает рекомендации с похожим запросом. В приложении есть удобная функция создания досок, где картинки удобно сортируются по темам.
  • Фотостоки. Доступ к некоторым бесплатен, и картинки там представлены в хорошем качестве. Изображения разрешено скачивать и использовать в своих целях. На платных фотостоках можно просто посмотреть на работы профессионалов.
  • Сервисы дизайнеров. Эта профессия особенно нуждается в референсах. На сайтах пользователи выкладывают свои работы для поиска заказчиков. Чужое портфолио может стать хорошим примером для личных наработок.
  • Социальные сети. В каждой из них есть тематические группы и страницы, где собраны вдохновляющие картинки.
  • Медиа. Кино, клипы, качественная реклама содержат эффектные образы. Скринь интересные варианты и применяй для развития личного проекта.

Вывод

Референсы можно найти в самых неожиданных местах: краеведческом музее, солнечных зайчиках на стене в весенний день, детской книжке, которую кто-то оставил на скамейке. Архитекторы, творившие во времена модерна, подсматривали элементы зданий у растений, и это позволяло создавать действительно оригинальные и красивые здания. Дали искал идеи для картин во снах. Просто оглянись вокруг: вдруг нужный референс совсем рядом с тобой?

Комментарии

Читайте по теме