Экспертная оценка

Экспертная оценка пригодится в любой работе. Человек, который разбирается в тематике и обладает нужным уровнем опыта, по праву относится к экспертам. Его знания помогают разрешить спорные моменты и помочь в продвижении товаров. Экспертная оценка нужна, когда компания не может разобраться в ситуации сама и готова позвать стороннее лицо, которое готово рассмотреть ситуацию под другим углом и вынести свой вердикт.

Виды экспертной оценки связаны с количеством специалистов-экспертов:

  1. Индивидуальные — учитывается мнение одного лица или нескольких людей, которые никак друг с другом не связаны. Иногда в рамках этой оценки работает группа специалистов, однако итоговое решение все равно принимает кто-то один.
  2. Коллективные — работают несколько человек и решение принимается совместно. Вердикт выносится путем голосования. 

Методы экспертных оценок

Экспертные оценки выставляются несколькими методами. Чаще всего используются:

  1. Ассоциативный — на основе характеристик схожего объекта.
  2. Парные сравнения — рассматриваются разные варианты развития событий для выбора наилучшего из них.
  3. Фокальные объекты — свойства аналогичных объектов переносятся на то, что необходимо исследовать.
  4. Средняя точка — подбираются худший и лучший вариант решения, на основании которых находится средний знаменатель.

Требования к экспертной группе

Оценка влияет на бизнес так же сильно, как и начальная стратегия его развития. Поэтому выбор экспертов нужно основывать на ряде требований. В частности каждый привлеченный советник должен:

  • быть компетентным в обозначенной сфере и смежной ей;
  • иметь практический опыт работы, который подтвержден какими-либо документами;
  • оставаться объективным, беспристрастным;
  • уметь мыслить творчески и нестандартно, решать вопросы нетривиальными методами.

Преимущества метода экспертных оценок

Самый главный плюс — изучение компании и внутренних процессов человеком, у которого не замылен взгляд. Это позволяет найти методы улучшения ее позиций на рынке, которые, вероятно, находились на поверхности, но почему-то не были найдены внутренними специалистами.

Другие преимущества:

  • возможность изучить ситуацию с более широкой точки зрения, объять то, куда посмотреть не хватало сил или времени;
  • получить полную информацию по озвученной проблеме, понять, какие шаги помогут ее преодолеть;
  • надежность рекомендаций и оценок — конечно, если к выбору оценщика вы подошли ответственно;
  • получение работающих рекомендаций от лидеров области с опытом.

Этапы экспертного оценивания

  1. Определение цели — во главе всего. Важно понять, зачем вы привлекаете оценщика, что по итогу хотите получить. Это определит дальнейшие этапы взаимодействия со специалистом. Запрос должен быть четко сформулирован, детально описывать предлагаемую к решению проблему. Сюда же можно включить свои пожелания относительно исследования.
  2. Бюджет и форма оценки — очная или заочная. Первый вариант более действенный, так как эксперт может детально погрузиться в обстановку и посмотреть все изнутри. Преимущество заочного метода — в его низкой цене. Его можно безбоязненно применять в сфере онлайн-продаж — ведь здесь весь бизнес построен на заочной основе. Также на этом этапе определяется число повторений исследования и бюджет — в него входят выезд специалиста, его работа на объекте, покупка оборудования, аренда помещения.
  3. Проработка информационных материалов с описанием проблемы, статистическими данными, анкетами, справками и иными комментариями. Чем полнее будет подборка, тем подробнее будет аналитика.
  4. Подбор экспертной команды. Это должны быть не заинтересованные в итогах люди, которые не имеют никакого отношения к компании. Беспристрастное заключение — залог грамотного развития компании. А ведь именно это конечная цель любой оценки. Экспертные группы обязательно должны быть в курсе тенденций и уметь прогнозировать изменения ситуации.
  5. Непосредственная экспертиза. Она не проводится только на основании материалов, они — лишь база. Гипотезы формируются на основании личного мнения относительно ситуации, которые подкрепляются практическими действиями. Для этого устанавливаются сроки окончания работы и вынесения решения. Регламент помогает не затягивать соблюдение процедуры и детально проработать вопрос.
  6. Анализ результатов. После него лучшие решения вводятся в работу компании. Эффективность изменений бизнес-процессов контролируется ответственными лицами.

Подходы к экспертным оценкам

Экспертная оценка помогает понять, что хуже всего влияет на работу предприятия и как это устранить. Делается это с помощью следующих подходов:

  1. Прогнозирующий — помогает определить все вероятные сценарии и выявить принципы наиболее рационального распределения ресурсов.
  2. Интуитивный — на знаниях и опыте, что помогает справиться с нехваткой информации по состоянию объекта.

Эти подходы могут применяться как в ходе коллективной работы, так и при индивидуальной экспертизе.

Ошибки в оценке

Иногда не вся экспертная документация справедлива и актуальна. Иногда возникают и ошибки, связанные с некомпетентностью эксперта. Бывает, что ошибки возникают и не по его вине. Точнее его вина есть, но она косвенная и связана с особенностями его мышления. Ошибки бывают:

  1. Систематические — они возникают у специалиста от проверки к проверке. Реальная картина всегда искажается, а потому бизнес не продвигается в развитии. Чтобы это не вредило процессу, вводятся специальные коэффициенты.
  2. Случайные — они могут появиться у любых проверяющих, вне зависимости от опыта их работы и сферы исследований. Они не повторяются, меняются от случая к случаю. Чтобы избежать таких ошибок, все результаты стоит перепроверять.

Когда нужна повторная экспертная оценка

Повторную работу нужно проводить, если есть подозрения на ошибки или нужно предотвратить ввод в бизнес неверных инициатив. Сроки и бюджет могут быть теми же, а вот экспертов лучше поменять. Это поможет подтвердить или опровергнуть достигнутые результаты.

Примеры

  1. Яркий пример экспертной оценки — экзамен в университете, где студент получает отметку от преподавателя.
  2. Диагноз от врача — тоже пример оценки. Это индивидуальная работа, однако в сложных случаях требуется созыв консилиума или симпозиума — коллективного мнения.
  3. В армии — командующий говорит, что делать военнослужащим. И делает он это тоже самостоятельно. Военный совет — редкий случай. 
  4. КВН — еще один пример. Здесь оценка выставляется коллективно. Каждый член жюри выставляет свою оценку командам, а после вычисляется средний балл. Коллективное мнение — именно это среднее значение.

Выводы

Экспертиза от сторонних специалистов помогает в разных сферах бизнеса. Главное, чтобы четко была сформулирована задача. Исследование пригодится как новым компаниям, только занимающим место в нише, так и давно существующим гигантам рынка. Это отличный способ справиться с кризисными явлениями или выбрать путь обхода конкурентов для завоевания большей доли клиентов. Обычно экспертов созывают тогда, когда наметить стратегию на ровном месте невозможно, нет точных расчетов.

Экспертная оценка помогает посмотреть на внутренние процессы чужим взглядом и понять, что не так. Если работа проделана вовремя, то проблема будет выявлена быстро, а значит бизнес не пострадает.

5/5 - (1 голос)