Выбор цветового оформления сайта
7 мин

Как реагировать на критику

Кому нравится, когда его критикуют? Наверное, такой человек вряд ли найдется. И если простое колкое высказывание еще можно пережить, то в нелицеприятной форме комментарии могут сильно ранить. Так что если вы относитесь к числу тех, кто думает, что критика помогает избежать ошибок — прекратите доставать окружающих, это совсем не так!

Почему люди склонны критиковать?

Побуждения могут быть разными. У некоторых это простой склад характера, иначе они просто не могут жить. Обычно это идет в комплекте с ощущением собственного превосходства. Правда причина кроется в комплексах неполноценности и зажатости, которые выливаются в такое вот поведение.

Другие люди критикуют с целью “причинить добро” — они считают, что их критика помогает сделать мир лучше. Такие комментаторы не понимают, что нельзя вмешиваться в чужую жизнь, это противоречит элементарной воспитанности.

Но иногда критика бывает оправданной. Например, в рабочем коллективе, когда от действий одного зависит результат всей команды. Или когда это корпоративные нормы, требующие выдавать обратную связь.

Почему важно правильно реагировать на критику

Обратная связь важна. Она и вправду способна уберечь от ошибок или понять, что сделано не так. Ответ человека, в адрес которого прилетело замечание, характеризует его как личность и сигнализирует о его внутреннем состоянии. Многие реагируют на критику сильно остро, из-за чего портятся отношения с окружающими и страдает психика.

Не стоит обвинять окружающих или обстоятельства в том, что у вас что-то не получилось. Прислушайтесь к словам и подумайте, в чем заключается ваша ошибка. Если критика конструктивная — это ступень к вашему росту, в противном же случае — белый шум, на который уж точно не стоит обращать внимание.

Как правильно реагировать на деструктивную и неуместную критику

Нельзя всегда грамотно отвечать на критику, но научиться делать это стоит. Тем более, что она бывает разной, например, комментарии на работе и внутри семьи очень отличаются по эмоциональному фону. Воспринимать критику стоит лишь в случае, когда человек является для вас авторитетом или когда вы знаете, что она сделает вас лучше. Во всех остальных случаях лучше пропустить ее мимо ушей, выдав грамотную реакцию раздражителю.

Не реагируйте остро, не выдавайте яркую эмоцию. Лучше всего игнорируйте все высказывания или сведите все к юмору. Пусть человек поймет, что его слова не воспринимают всерьез, в беседе с ним никто не заинтересован, его мнение ничего для вас не значит. Ему быстро надоест вас цеплять, и он с радостью пойдет на поиски новой жертвы,

Рекомендации: как правильно реагировать на конструктивную критику

  1. Поблагодарите критикующего. Иногда давать обратную связь так же сложно, как и получать ее, поэтому отнеситесь к человеку с пониманием. Не пускайтесь в дискуссию, просто скажите спасибо — искренне, без агрессии и раздражения.
  2. Не стесняйтесь своих чувств. Даже если слова вас задели, вы всегда можете сообщить об этом в спокойной форме. Вы живой человек и не обязаны радоваться, потому что вам указали на вашу ошибку. Проработайте состояние, в котором вы находитесь, и вам точно станет легче.
  3. Выслушайте собеседника, не перебивая. Не пускайтесь в личную защиту, даже если вы в корне не согласны с мнением. Если вы попытаетесь перебить его, ситуация лишь усугубится, к тому же вы будете выглядеть нелепо. Наберитесь терпения и с достоинством выслушайте все, что вам скажут.
  4. Не стесняйтесь уточнять и задавать вопросы. Лучше сразу узнать, все ли вы поняли правильно, чем мучить себя домыслами и в результате все равно повторить ошибку.
  5. Сконцентрируйтесь на фактах. Каждую ситуацию можно разложить на три составляющих: ваше видение, мнение собеседника и реальность. Попытайтесь понять, где истина, обращая внимания на детали и факты. При этом не показывайте агрессию в сторону оппонента, проявите человечность и понимание.
  6. Посмотрите на ситуацию со стороны. Попытайтесь понять, почему собеседник решил вас раскритиковать, что он чувствует, как бы вы повели себя на его месте. Это избавит вас от негативных эмоций и морально вам будет легче пережить этот неприятный момент.
  7. Возьмите паузу. Иногда это лучше, чем выдать неправильную эмоцию, которая испортит отношения. Порефлексируйте, проанализируйте услышанное, подумайте, как поступить дальше. 

Как реагировать на критику коллег: рабочие техники

  1. Разоружение. Допустим, вы ошиблись и выслушали из-за этого много негатива в свой адрес. Поблагодарите коллегу, отметьте что-то полезное в его словах. Иногда сделать это очень сложно, но всегда можно найти позитивный момент. Так вы покажете, что слышите собеседника и считаетесь с его мнением.
  2. Перефразирование. Перескажите своими словами то, что услышали от оппонента. Это покажет, что вы запоминаете и прислушиваетесь к сказанному в ваш адрес.
  3. Уточнение. Если вы не уверены, что поняли, что от вас хотят, переспросите. Не додумывайте за другого человека, иногда это приводит к последствиям — особенно на работе. Приходится переделывать большую задачу или принимать на себя гнев коллег, которых вы подвели. Гораздо лучше совместить эту и предыдущую техники, чтобы избежать недоразумений.
  4. Поглаживание. Иногда приходится вступать в полемику, чтобы отстоять свое мнение. При этом не хочется ругаться с собеседником и добиться результата.  Отличная тактика — похвала. Сделайте комплимент собеседнику, это поможет снять напряжение и настроить его на благожелательный лад. А такой человек гораздо охотнее пойдет на уступки и сделает то, о чем вы его просите. Правда комплимент обязательно должен быть уместным, иначе это откровенный подхалимаж, который видно издалека. Неискренность отталкивает, поэтому в попытках добиться расположения вы рискуете прийти к прямо противоположному результату.
  5. Понимание. Если вам указывают на ошибки, скажите, что понимаете, как сложно было ему с этим столкнуться. Вспомните случаи, когда вы и сами оказывались в такой ситуации. Не смещайте фокус внимания на себя, главный здесь все-таки не вы. Пусть оппонент отметит вашу внимательность и оценит соучастие.
  6. Рабочие границы. Техника пригодится, когда вам пытаются навязать лишнюю работу или отчитать за то, чего вы не делали. Спокойно и четко напомните о списке своих обязанностей. Дайте понять, что вы готовы себя защищать и знаете себе цену.

Критика всегда бьет по самооценке, даже если она конструктивная. Это мощный заряд отрицательной энергии, которая может разрушить жизнь и надолго посеять сомнения. Чтобы этого не случилось, будьте готовы к тому, что не удастся прожить жизнь, не столкнувшись с отличающимся мнением. Но это не значит, что вы бездарный и у вас ничего не выйдет. Извлеките пользу из обратной связи и продолжайте двигаться дальше.

Комментарии

Читайте по теме