Выбор цветового оформления сайта
Как снизить стресс
7 мин

Как снизить стресс у тех, кто учится: советы преподавателям

Стрессогены прячутся за каждым углом. Транспорт, пробки, погода, нестабильность в мире. Только и успеваешь думать: «Как избежать стресса?!» Но тут ты вдруг еще и учиться пошел. Решение хорошее. Бизнес курсы, тренинги, повышение квалификации, второе высшее — всё равно, тратится время, мозг пытается запихнуть в себя горы информации, экзамен надвигается со скоростью Шумахера.

Так ощущает себя большинство учащихся. Может ли преподаватель им помочь пережить это нелегкое время? Конечно! Сначала разберемся в природе стресса, а потом расскажем: как помочь беднягам.

Немного науки

Стресс — реакция человека на определенные раздражители, вызывающая определенное состояние нервной системы и организма в целом. Мы привыкли рассматривать стрессовое состояние сугубо как негативное явление, но ученые говорят о существовании его положительного вида.

Называется он эустресс. Появляется в ситуациях, волнительных для человека, но не несет вреда для организма. Например, мандраж перед соревнованиями. Это, наоборот, подстегивает человека. Особенно, когда цель достижима в принципе.

Негативное явление — это дистресс. Он разрушительно влияет на жизнь, сильнее всего, когда идет игнорирование стресса. Возникает нехороший дистресс когда организм не может адаптироваться к новым факторам. Человек считает, что не справляется, из-за этого может стать агрессивным, отстраненным, пассивным и др.

Почему человек стрессует во время учебы

Возникновение эмоциональной нестабильности во время учебы происходит не всегда из-за внешних факторов. Причины стресса у учащихся часто бывают разными: новое окружение, преподаватели, большие нагрузки и т. д. Хотя в небольших дозах давление необходимо — оно подстегивает организм и стимулирует мозговую активность. Но если давить много и долго, то результаты обучения ухудшаются.

Отсутствие вызова в обучении превращает занятия в рутину и вызывает желание подремать на них. Хороший преподаватель должен понимать, как подстегнуть своих подопечных к занятиям, но не вызвать у них перенапряжение и выгорание.

Вредный дистресс непосредственно воздействует на основные когнитивные составляющие:

  • память;
  • усвоение знаний;
  • концентрацию.

Также он непосредственно воздействует на социально-эмоциональное поведение. То есть, человек и сам страдает, и окружающие не в восторге.

Игнорирование стресса приводит к возникновению его хронической стадии. На ней первой страдает концентрация внимания, объём оперативной памяти сильно сокращается. Студент не может ничего запомнить и с трудом фокусируется на теме.

Чем дольше длится хроническая стадия, тем хуже идет процесс образования. К счастью, на это можно повлиять путем изменения образовательной среды. Хороший преподаватель адаптирует нагрузку в зависимости от степени проблемы.

техники снижения стресса

Учебные техники

При первых признаках проявления хронической стадии стресса у учащихся преподаватель должен выбрать методику, по которой дальше работать.

1.  В первую очередь, надо снизить давление, которое для других вообще-то полезно. Но в этом состоянии чрезмерная эмоциональная нагрузка на мозг вредна.

Например, нужно убрать из программы определенные методики. Такие: студенту для решения дают задачу, но не позволяют подготовиться. Большинство допускает ошибку. Эту ошибку далее разбирают с наставником, и студент лучше усваивает тему. Вот такое при хронической стадии надо убирать вообще.

2.  Вне зависимости от причины возникновения стресса у учащихся рекомендуется уменьшить самостоятельную подготовку. Автономность мотивирует учиться в благоприятном состоянии. При хроническом раздражении поддержка и мягкий контроль дадут больше пользы. Степень уменьшения самостоятельности преподаватель выбирает в зависимости от состояния ученика и его базового уровня.

3.  Еще одна работающая техника — постепенное усложнение. На некоторых курсах скачкообразно повышается сложность. При выявлении признаков проявления стресса у учащихся такую программу надо пересмотреть. Где-то добавить дополнительные ступени, а где-то упростить подачу информации.

Работа с оперативной памятью

Скорая помощь при потере концентрации, которая неизбежна при дистрессе — уменьшение объема информации, подготовленной для запоминания, и изменение условий ее восприятия. Как это сделать?

  • Давать конкретные задачи. Размытая инструкция не подходит для нестабильного эмоционального состояния. Задачи надо формулировать так, чтобы была конкретная цель, сопровождаемая инструкциями.
  • Влияние стресса на учащихся можно уменьшить, если давать примеры выполнения работ. Информация усвоится чуть хуже, но этот показатель будет лучше нулевого результата.
    Важно отказаться от избыточности материала. Умственная нагрузка сложно соседствует с разделением внимания. Если студент должен брать информацию из нескольких источников одновременно, то задействует больше ресурса оперативной памяти.

    В пособиях для учителей на тему «Как избежать стресса подопечных», есть рекомендации о сосредоточении информации в одном источнике. Например, учитель выдает программу только на доске, комментируя ее. Или использует учебник. Но два носителя не объединяются. Излишние факты, дополнительные сведения необходимо исключить. Интересующиеся все найдут самостоятельно, если увидят в этом потребность.
  • Преподаватель не может сделать всё один. Важно, чтобы студент самостоятельно снижал давление на оперативную память. Причины стресса у учащихся часто скрываются в отвлекающих мелочах. Научите их находить идеальные условия для концентрации: это тишина, радио, какой-нибудь фоновый шум и т. д. И на время занятий убирать подальше смартфон.

Поддержка — еще один важный пункт. Психологи помогут справляться с негативом и научат, как реагировать на критику спокойно и оставаться в равновесии. При дистрессе студент способен резко высказываться, агрессивно себя вести и выражать другое неприемлемое поведение. Демонстрация позитивных ролевых моделей поможет ученику избежать проявлений стресса.

влияние стресса

Влияние среды

Причины стресса у учащихся в обществе других людей часто связаны с потребностью войти в сообщество единомышленников. Там можно получить поддержку и понимание. Обучение в группах порождает стремление показать свою значимость. Образовательная среда должна быть построена таким образом, чтобы поощрение получала и самореализация, и кооперация с другими обучающимися.

Именно поэтому курсы Like Центра так нравятся людям: здесь они получают и поддержку, и вдохновение. А также входят в бизнес-сообщество. Видят, как можно учиться без стресса, зато с удовольствием.

Важно обсуждать свои мысли с куратором и с другими обучающимися. В процессе этого приходит понимание своей истинной цели и того, как ее достичь. Стресс снижается, появляется мотивация.

Можно предложить всей группе работающие упражнения, которые снизят негативное влияние стресса на учащихся:

  1. Дыхательные практики. 10 минут просто осознаем свое дыхание. Сосредотачиваемся на нем и только на нем. Если появляются мысли, гоним прочь. Это сразу и медитация. Помогает повысить внимание и сделать осознанный выбор.
  2. Хобби. Это не только способствует отвлечению от негативных мыслей. У многих успешных предпринимателей именно хобби потом переросло в прибыльный бизнес.
  3. Физическая активность. Тело сильно влияет на мозг. Выброс гормонов помогает поднять настроение и перезагрузиться для дальнейшей учебы.

Вывод

Главное, что должен донести до своих подопечных преподаватель: «Стресс — это нормально. Но если он затянется, будет плохо. Поэтому давай с ним что-то делать здесь и сейчас? Ты справишься! Я с тобой!»

Комментарии

Читайте по теме