SCRUM – эффективный метод управления проектами


Бизнес все больше связан с разработкой и управлением проектами. Если совсем недавно с проектами можно было столкнуться в редких сферах, то сейчас они встречаются даже в архитектуре и строительстве. Про дизайн и программную разработку можно даже не упоминать — здесь проекты используются давно и прочно.

Наибольшую популярность имеют Agile-технологии, где в основе лежит фазовая разработка и в конце каждого этапа разработчики имеют работающую версию продукта. Scrum — это одна из эффективных методологий, используемых в разработке проектов. О ней мы расскажем ниже.

SCRUM — что это такое

SCRUM — понятие, возникшее в 80-х годах. Впервые оно упоминается в работах Икуджиро Нонаки и Хиротаки Такеучи, где говорилось о проектах, созданных небольшой командой. Их взаимодействие сравнивали со схваткой в регби, которая назначается при нарушении регби.

Позже SCRUM применил Джеф Сазерленд в разработке методологий для компании «Easel». Благодаря ему и появилось официальное название. Спустя два года разработчик ПО Кен Швабер применил эту методологию ко всей индустрии.

Швабер определил, что в основу методологии входит итеративная разработка, которая включает правила:

  • управления требованиями к продукту;
  • планирования итераций;
  • взаимодействия внутри команды;
  • корректировки разработки.

Ранее скрам применялся в IT-проектах. Сейчас же методологию используют в разных областях. В соответствии с ней каждый этап проекта проводится по цепочке: планирование-фиксирование-реализация-анализ итогов.

Суть методики Scrum и этапы планирования

Свойства Scrum — гибкость и ориентация на клиента. Последний участвует в работе, поэтому его не оставляют в стороне.

Для внедрения не требуются инструменты и дорогое оборудование. Важно правильно организовать команду и выстроить взаимодействие внутри нее. Суть в следующем:

  • Выбор владельца продукта — нужен человек, который понимает, что должно быть создано или достигнуто.
  • Сбор команды единомышленников, которые готовы работать. Важно, чтобы у них были нужные знания и умения.
  • Выбор скрам-мастера — того, кто будет контролировать реализацию проекта и решать проблемы.
  • Подготовка списка требований к конечному продукту — Бэклога. Причем в нем должны быть прописаны приоритеты. 
  • Оценка пунктов списка по сложности и затратам. Проводится каждым членом рабочей команды по отдельности.
  • Скрам-собрание, в котором участвуют все стороны. Его цель — определение времени, за которое должны быть выполнены задания (спринт). Срок не должен превышать одного месяца. За каждый спринт команда получает свое количество баллов, которое увеличивается в новом периоде. Смысл кроется в увеличении производительности.
  • Каждый участник в курсе, что происходит сейчас, какие задачи в работе. Для этого заводится доска с колонками: Что нужно сделать, Что в работе, Что сделано. Под каждым пунктом размещаются стикеры с задачами, которые перемещаются в зависимости от стадии их выполнения.
  • Скрам-собрания должны быть ежедневными. На них обсуждается, что было сделано накануне, что запланировано на сегодня и какие проблемы возникают в процессе.
  • В конце спринта проводится его анализ. Участники обсуждают, какие задачи были выполнены в отведенное время.
  • Также проводится ретроспективное собрание, которое позволяет определить качество выполненной работы, понять, с чем команда справилась хорошо, а какие процессы требуют доработки.

Командная работа: роли в Scrum

Методика основана на командной работе. Здесь три роли: владелец продукта, мастер и разработчики. Рассмотрим каждую роль подробно.

 Владелец. Это человек, который знает, каким должен быть продукт, детально его представляет и инициирует разработку. Это может быть как сам заказчик, так и доверенное лицо. В его задачу входит составление бизнес-плана, в котором подробно прописываются ожидания по доходу, план развития, требования к окупаемости и т.д. Также составляется список требований с ранжированием по приоритетности. Это главное лицо, от него зависит пройдут ли предложения дальше, в разработку, или нет. Именно поэтому владелец продукта один, это не команда. 

Если кратко обозначить перечень его обязанностей, то он будет таким:

  • формирование характеристик продукта;
  • управление ожиданиями заказчика;
  • коорединация бэклога;
  • донесение до рабочей команды требований;
  • координация взаимоотношений между командой и заказчиком;
  • оценка каждого рабочего этапа и всей работы.

Скрам-мастер. Это главный человек в этом процессе. От него зависит, как будет работать команда, будет ли исходить от нее инициатива, и какой будет атмосфера внутри рабочей группы. Мастер должен быть частью команды и непосредственно участвовать в разработке продукта и своевременно выполнять даже крупные задачи. Кроме того, на его плечи ложится поддержание присущих методологии практик, которые требуются для реализации проекта. Скрам-мастер должен следить за командой, контролировать ее продуктивность и устранять проблемы. Он должен исключать все, что мешает работе. 

Если рассказать об обязанностях скрам-мастера вкратце, то получится такой список:

  • поддержание благоприятной атмосферы;
  • участие в собраниях;
  • устранение препятствий, мешающих эффективной работе;
  • обозначение проблем и предложение их к обсуждению;
  • введение скрам-практик.

Команда разработчиков. Она состоит из 5-9 человек. Ее главная задача — постановка достижимой цели для каждого этапа (итерации). Вторая по значимости задача — достижение этой цели в сроки, которую определила команда. Все должно быть без ошибок. Цель считается достигнутой, когда решены все поставленные задачи и протестирован итоговый продукт. В команду должны входить люди, которые умеют мыслить, хорошо планируют свое время, не боятся отсутствия нормированного рабочего дня и могут пожертвовать свободным временем ради решения задачи. Важно, чтобы каждый участник понимал, что такое командная работа, умел взаимодействовать с коллективом. Также важным качеством является умение анализировать качество работы и не бояться улучшать его.

Таким образом, в перечень обязанностей проектной команды входит:

  • оценка каждого элемента бэклога;
  • разработка продукта;
  • презентация продукта;
  • контроль прогресса;
  • предоставление итогов.

Вся команда проекта должна работать как единый механизм. Важно, чтобы каждый участник выполнял свои задачи и работал на общее благо.

Когда применять Scrum

Скрам подходит для поставки уникальных продуктов на рынок. Причем сделано это должно быть быстро. Применять методологию можно тогда, когда продукта еще нет, но есть его идея, какие-то базовые прототипы. При этом может отсутствовать четкий план действий, только примерные шаги. Методология хорошо работает в условиях полной неопределенности, когда требуется постоянная проверка гипотез и тестирование продукта на каждом этапе его разработке.

Scrum — это не про теорию, это руководство к конкретным действиям. Здесь происходит все быстро и четко: проведение встреч, делегирование, решение проблем. Нет времени на раздумия и лишние проволочки. Команда собирается работать и справляется с этим на ура. Все заинтересованы в работе, нет тех, кто отсиживается в стороне, боится высказывать свое мнение и предложения. Внедрение методологии будет выгодно компаниям, которые:

  • Не боятся экспериментов и охотно выделяют ресурсы на исследования. Если необходим четкий расчет и алгоритмы, то методика не подходит. Она просто сольет бюджет и не поможет создать продукт.
  • Не боятся ошибиться. Ошибка не должна вредить бизнесу. Скрам предполагает неизвестность и поиск решения проблем в момент их возникновения. Работа ведется пошагово, с проверками каждого этапа. Переделки заложены в процессе работы, они помогают двигаться в правильном направлении. Если такое не допустимо для бизнеса — от методологии лучше отказаться.
  • Не боятся вовлекать заказчика в процесс и готовы к обратной связи. Важна не только постановка ТЗ, но и участие в реализации проекта. Взаимодействие должно быть плотным и регулярным, чтобы направлять команду туда, куда необходимо.

Преимущества и недостатки методологии Scrum

Преимущества:

  • помогает добиться цели при минимальном количестве вводных данных;
  • командная работа над общими целями;
  • возможность работы над крупными проектами, при разделении их на мелкие подпункты, которые легко контролировать;
  • регулярная обратная связь, позволяющая быстро переходить на новый этап разработки;
  • легкое внесение правок, т.к. крупный проект разбит на мелкие части;
  • легкое отслеживание ошибок, благодаря регулярному тестированию продукта после коротких этапов.

Недостатки:

  • это нововведение, адаптироваться к которому получится не у любой команды;
  • команда должна быть действительно командой, а не группой людей, каждый из которых сам по себе;
  • если команду покидает хотя бы один участник, решить задачи вовремя вряд ли удастся;
  • не всем людям подходят ежедневные собрания и коммуникации, которые так важны в данной методологии.

Скрам подходит не всем, но иногда это волшебная таблетка, которая помогает компаниям создавать масштабные проекты в небольшие сроки. Да, адаптироваться под новые условия сложно, но если это удастся сделать, добиться своей цели становится более чем реально.

Итого

Скрам — это гибкая система управления, которая помогает реализовывать любые проекты в условиях полной неопределенности. Главное достоинство методики — адаптивность и возможность легко и быстро выявить ошибку при ее возникновению. Это один из самых мобильных методов, в рамках него можно менять требования к проекту в любое время, что звучит крайне привлекательным для заказчика.

Какие еще есть особенности у SCRUM? Его легко освоить, он не требует много времени. Скрам строится на итерациях с персональными целями. На каждом этапе можно получить рабочую версию продукта.

При реализации методики упор делается на командную работу. Это самоорганизующийся механизм, каждый винтик которого отвечает за свою задачу. При этом контроль извне требуется минимальным, каждый участник знает, что ему нужно делать, и делает это даже без надзора. Все заинтересованы в скорейшем закрытии задач, поэтому сроки не срываются, все идет по плану. Методика подходит стартапам и небольшим компаниям, которые не могут расширить штат и не желают внедрять сотрудников от подрядчиков.

Но скрам — не панацея. Как и у других методик, у нее есть свои недостатки.  С ними важно ознакомиться компаниям, которые не привыкли слепо следовать моде и равняться на других. Жесткие правила, которым участники компании должны придерживаться. Правила регламентируют отношения внутри команды, что влечет за собой определенные неудобства.  

Также значительный недостаток — нулевой план на случай непредвиденных рисков. Все происходит в режиме реального времени, поэтому если появляются ошибки, их решение ищется на месте.

Дополнительный недостаток кроется в командной работе. Не всегда и не всем подходит такой формат. Особенно так происходит в компаниях, где нет собственных специалистов. Им приходится нанимать сторонних сотрудников, которые часто стоят довольно дорого.

Каждая компания и стартап должны рассматривать особенности методологии сквозь призму собственных реалий. Способ действительно работает и помогает в реализации проектов, однако в некоторых случаях он не сможет решить всех проблем. Метод подразумевает оперативное реагирование на изменения и любовь к развитию, иначе даже слаженная команда не сможет реализовать амбиции заказчика.