SMART цели

Постановка целей по технологии SMART — подход к постановке целей, которые с высокой долей вероятности будут достигнуты. Такая система их постановки помогает обобщить всю имеющуюся информацию, правильно определить сроки их достижения и имеющиеся ресурсы, а также дать всем участникам процесса ясные и точные задачи.

Что такое SMART-цели

SMART — техника постановки цели, которая подразумевает ее конкретность, измеримость, достижимость, важность и четкость сроков.

Это аббревиатура:

  • S — Specific;
  • M — Measurable;
  • A — Achievable;
  • R — Relevant;
  • T — Time bound.

Каждая расшифровка определяет критерий постановки целей. Рассмотрим их подробнее.

Критерии СМАРТ-целей

  1. Specific: Конкретный. В соответствии с этим критерием, поставленные цели должны быть конкретными, от этого зависит  вероятность ее достижения. Нужно точно сформулировать результат, который должен быть достигнут. Для правильной формулировки цели нужно ответить на следующие вопросы: какой результат нужно получить? кто должен участвовать в достижении цели? есть ли ограничения на пути к достижению цели? Важное правило: одна цель = один результат. Если результатов должно быть больше, то и количество целей растет пропорционально им.
  2. Measurable: Измеримый. Нужно понять, какими показателями измерять процесс достижения цели. Для этого также стоит ответить на ряд вопросов: в какой момент цель считается достигнутой? что свидетельствует о достижении цели? какое значение показателя говорит о достижении цели?
  3. Achievable or Attainable: Достижимый. Такими должны быть все цели, которые ставятся по СМАРТ-технологии. Возможность реального достижения цели выступает важным элементом мотивации исполнителя. В противном случае он даже не будет пытаться предпринять нужные действия.
  4. Relevant: Значимый. Чтобы понять, насколько цель важная, нужно понять, какие усилия придется приложить для решения стратегических задач и какие выгоды в результате будут получены. Если никаких выгод нет — цель незначимая и пытаться ее достичь означает просто так потратить ресурсы компании.
  5. Time bound: Ограниченный во времени. Достижение цели ограничивается временем. Должен быть указан четкий срок, срыв которого приравнивается к провалу цели. Этот критерий повышает управляемость процессов. Но не стоит ставить слишком маленькие сроки — они должны быть максимально приближенными к реальности.

Реализация СМАРТ-цели

Грамотная формулировка целей — хорошо, но гораздо лучше, когда ее все-таки удается реализовать. После определения конечной точки, цель нужно разбить на мелкие элементы, работа над каждым из которых отводится определенному сотруднику. Процесс поэтапного достижения общей цели должен контролироваться кем-то главным. Для осуществления контроля можно использовать различные методики или специализированные программы.

Кому подходит

SMART-система подойдет и для постановок рабочих целей, и в личном планировании. Она идеально работает в компаниях, которые умеют прогнозировать результат. Технология подойдет фирмам, работающим в продажах, производстве товаров, маркетинге.

Однако есть и отрасли, в которых которых технология СМАРТ не будет эффективной. Так, не получится правильно сформулировать цель у творческих работников — им нужно много свободы действий, что расходится с основными SMART-принципами. Все-таки это про адекватное и четкое восприятие направления работы. 

Безусловно, для творческого бизнеса можно применять структурный подход, нельзя ставить задачи в стиле — сделай, чтобы было креативно, и чтобы продажи росли. Однако не всегда удастся использовать именно постановку SMART целей, потому что иногда их достижение зависит как раз-таки от исполнителей, а не от тех, кто их контролирует. Да и все-таки не всегда задача ставится конкретно. Если дедлайны и целевая аудитория еще определяется, то по остальным критериям наблюдается просадка.

Преимущества целей по СМАРТ

Гарантировать достижение целей не может ни одна из существующих методик. Все зависит от исполнителя, уровня его мотивации и заинтересованности в благоприятном исходе. Однако СМАРТ обладает ощутимыми плюсами, которые позволяют четко спланировать цель, ее структуру и результат, а также определить сроки. По сути это просто усовершенствованная система целеполагания, которая помогает бизнесу добиваться конкретных результатов и выполнять задачи, которые поначалу непонятно, как делать.

Если красивым литературным языком: СМАРТ — это голос здравого смысла, который помогает разложить даже самую амбициозную цель по полочкам и найти пути ее достижения. Главное, чтобы она была конкретной и реальной, а также соответствовала имеющимся на данный момент ресурсам.

Не нужно пытаться прыгнуть выше головы. Цель за два дня открыть 5 филиалов, конечно, интересная, но вряд ли достижимая. Важно принимать в расчет только те цели, которые соответствуют реальной картине бизнеса и не расходятся с возможностями компании.

СМАРТ-цели помогают в решении задач, которые являются новыми для специалистов компании. С ее помощью большой и пугающий массив работы разбивается на маленькие этапы. Это помогает понять, с чего стоит начать и куда двигаться дальше. На первых (да и на последующих) этапах, задаются вопросы:

  • Что нужно сделать в первую очередь? Какой базовый пул задач?
  • Какие ресурсы есть уже сейчас? Что необходимо получить дальше?
  • Какие количественные показатели необходимо получить?
  • Когда первый этап работы должен быть завершен? 

На основании ответов происходит обсчет идеи, проверка ресурсов и возможностей компании. Если все сходится — можно приниматься за работу. Если нет — добираем необходимые ресурсы и возможности и только тогда приступаем к работе.

Вот и получается, что СМАРТ — отличный инструмент для работы с целями. Однако терять голову и пытаться свернуть горы за несколько дней все-таки не стоит. Ведь это не волшебная палочка, а всего лишь работа здравого смысла.

Недостатки целей по СМАРТ

Все методики имеют недостатки. СМАРТ — не исключение. Она не гарантирует достижение цели, она лишь упрощает подготовку действий по ее реализации. Все становится проще и прозрачнее, ведь действия производятся не вслепую. Сперва составляется стратегия и определяются сроки, а потом эта информация доносится до исполнителей. И работа кипит!

Однако на достижение цели могут повлиять разные факторы. Например, снижение мотивации, человеческий фактор или какие-то другие моменты, которые делают цель неактуальной для достижения.

Яркий пример: требуется специалист в отдел продаж, и цель руководителя — найти такого сотрудника. Он точно определил, каким должен быть кандидат: прописал все от образования и возраста до опыта. Итог: потенциальный сотрудник найден и даже хорошо выполнил тестовое задание. Но при личном разговоре выясняется, что он неприятен как личность, поэтому вряд ли сможет влиться в существующий коллектив и проработать долго на благо компании. Таким образом, человек найден, но цель не достигнута.

Чек-лист постановки SMART-цели

Процесс целеполагания должен быть простым и понятным, отличаться прозрачностью для всех участников процесса. Для этого мы подготовили чек-лист постановки SMART-цели, который поможет избежать хаоса:

  1. Исследование. Оно поможет обнаружить слабые стороны в продукте или ситуации, которую вы хотите изменить с помощью целей. Изучите рынок и потребности потребителей, проведите анализ ресурсов компании. Подготовьте выводы по исследованию — чем точнее и полнее они будут, тем проще будет сформулировать цели.
  2. Определите предмет, который будет в центре доработок. Также стоит понять, какие показатели следует прокачивать и что дорабатывать в рамках стратегии. Допустим, цель компании — увеличить уровень продаж на 50%. Ее нужно разбить на маленькие этапы и выполнять их пошагово. В числе таких задач могут быть: найм новых сотрудников, проведение тренингов для команды, выпуск новой линейки продукции, формирования отдела по взаимодействию с клиентами и т.д.
  3. Подумайте, какие ресурсы необходимы. Например, назначение ответственных, выделение дополнительных средств на их обучение и т.д.
  4. Определите сроки, в который цель будет достигнута. Подумайте, сколько времени потребуется на формирование новой команды, обучение специалистов, разработку и выпуск новых моделей продукции, подготовку свежей маркетинговой стратегии и т.д.
  5. Контролируйте работу. Проводите личные встречи или конф-коллы с командой каждую неделю. Попросите специалистов фиксировать достижения в документе или специальной программе. Вы можете выбрать любой удобный вариант, главное чтобы он был эффективным для компании и достижения общей цели.

Конечно, технология SMART — эффективная, но не волшебная. Важно научиться четко формулировать цели, которые соответствуют миссии и потребностям организации. С ее помощью можно улучшить качество бизнес-процессов и повысить успех работы компании, сделать качественнее работу в команде. Она полностью исключает вариант, при которым исполнители не так поняли задачу, поэтому выполнили ее не так.

Момент, на который стоит обратить особое внимание! Постановка цели влияет на весь запущенный процесс, поэтому она должна быть правильной. От этого зависит скорость роста компании, ее конкурентоспособность, сроки укрепления позиций на рынке. С первого раза четких формулировок добиться получится вряд ли. Но не стоит сразу обвинять методику в несостоятельности. Проведите работу работу над ошибками и займитесь целеполаганием снова.

Частые ошибки при постановке целей

  1. Высокие требования. Цель должна соответствовать компании и ее возможностям. Всегда хочется большего — это нормально, но невыполнимые задачи только понизят боевой дух сотрудников и ни к чему хорошему не приведут. Завышенные ожидания связаны с неверной оценкой возможностей и ресурсов. Иными словами, если в компании нет маркетолога, а вы хотите пересмотреть маркетинговую стратегию на ближайший год — хороших результатов ждать не стоит.
  2. Цель не соответствует общему курсу компании. Например, руководство чисто интуитивно принимает решение о вложении средств в неперспективное для фирмы направление, игнорируя здравый смысл и аналитические показатели.
  3. Прямота. Достижение цели связано со множеством изменяющихся факторов и непредвиденных обстоятельств: будь то кризис или расширение списка конкурентов. Технология SMART требует гибкости. Вы должны быть готовы подстраиваться под меняющиеся условия.
  4. Нет мотивации. Работает команда или один человек. В любом случае им необходима мотивация и комфортные условия для работы. Если атмосфера внутри коллектива гнетущая, усилия никак не вознаграждаются — о какой эффективности может идти речь?

Несколько примеров постановки SMART-целей

Задача

Цель

Комментарий

Повышение объема продажПовысить продажи товаров из коллекции A к концу квартала на 20%Для конкретики в данной цели указывается процент роста продаж, коллекция, которую необходимо продать. Сроки также установлены.
Достижимость цели анализируется сотрудниками компании. Значимость цели доказывается повышением эффективности работы компании.
Реклама продуктаПовысить уровень узнаваемости товара A среди пожилого населения на 30% через год после выпуска товара.Цель конкретна и понятна: есть название продукта и ЦА. Ограничение во времени тоже есть. Достижимость определить мы не можем, но, допустим, все необходимые ресурсы есть. Значимость цели доказана — она влияет на уровень продажи товаров, а значит и на успех компании.
Расширение штатаОсуществить найм 20 сотрудников в отделы маркетинга и продаж в течение следующего полугодаКонкретность цели определяется наличием четкого количества необходимых к найму сотрудников, а также перечнем отделов, куда требуются специалисты. Сроки обозначены. Допустим, она достижима (точнее будет понятно, если пример будет связан с конкретной компанией). Цель важна, так как комплектование штата специалистов придете к повышению уровня продаж, а значит эффективности работы компании и уровня ее конкурентоспособности.

Вывод

Чисто теоретически любые цели способствуют развитию. Но на практике это не так. Если цель не поставлена четко, лишь смутно определены границы, нет сроков и она далека от реальности — ее достижения ждать не стоит. Прогресс отслеживать будет сложно, даже если он и появится.

Технология СМАРТ помогает отказаться от абстрактных целей и сфокусироваться на стратегических вопросах. Она:

  • помогает определить конкретные задачи, ведущие к достижимой и необходимой цели;
  • помогает понять, насколько команда приблизилась к результату — это еще больше мотивирует рабочую команду;
  • делает проще внутрикомандные коммуникации: сотрудники знают, какой результат нужен, а потому время на разъяснения сокращается;
  • делает процесс целеполагания проще, а потому шансы на успешный исход повышаются.

Грамотная постановка цели влияет на будущее бизнеса (если речь о компании) или отдельного человека (если методика применяется в жизни). От этого зависит насколько серьезным будет рост, сколько ресурсов потребуется на развитие, каким будет прибыль и дальнейшее существование. Вероятно, с первого раза правильная формулировка не получится, однако не стоит сразу отказываться от этого метода — анализируйте ошибки и пробуйте снова. Вы научитесь работать по этой методике и убедитесь в том, что она действенна.
Рейтинг