Важные для бизнеса изменения с 1 сентября
В 2022 году российское законодательство претерпело изменения и, начиная с сентября, ввело 510 постановлений. Среди них — важные для российских предпринимателей законы: обязательная маркировка интернет-рекламы, изменения в обработке персональных данных, введение возможности обмениваться документами с помощью «Госуслуг».
Рассмотрим ключевые нововведения подробнее и расскажем о правилах взаимодействия с новой системой в этой статье.
Новые законы сентября
С 1 сентября 2022 года в силу вступает несколько значимых для предпринимателей положений. Пройдемся по основным актам и разберем их влияние на бизнес.
Об обучении охране труда
Согласно принятому постановлению, все организации, проводящие обучение охране труда, обязаны вносить список обученных в специальный реестр. Пополнять список нужно после того, как сотрудник пройдет проверку знаний. Пока у организаций есть время, чтобы освоиться: этот пункт вступает в силу с 1 марта 2023 года.
Для бизнеса, согласно закону от 1 сентября 2022 года, больше не критично обращаться за помощью к образовательным организациям или самостоятельно проводить инструктаж по охране труда для своего персонала. При этом список необходимых знаний расширили: теперь работники должны уметь пользоваться средствами индивидуальной защиты.
Об обмене кадровыми документами
С помощью портала «Госуслуги» работодатель, соискатель и сотрудник могут подписывать трудовые договоры и заключать другие соглашения. Работодатель размещает документ в личном кабинете, а подчиненный подписывает его при помощи электронной подписи.
Новое про маркировку интернет-рекламы
Новый закон коснется рекламодателей, рекламораспространителей (рекламных агентств, к которым обращаются рекламодатели) и паблишеров, занимающихся публикацией рекламы.
Согласно новому постановлению о маркировке рекламы, с 1 сентября участники цепочки обязаны проводить маркировку интернет-рекламы специальными токенами — кодами, позволяющими идентифицировать рекламное объявление и его конечного заказчика. Также на каждом креативе должна появиться надпись «Реклама».
Важно: сведения о рекламном объявлении и всю его статистику один из исполнителей (или сам рекламодатель) отправляет специально созданным операторам рекламных данных. Именно они занимаются сбором и передачей материалов в реестр.
За несоблюдение закона о маркировке будут наложены штрафы, точная сумма которых пока неизвестна. У владельцев бизнеса и рекламных агентств есть время привыкнуть к новшествам до 31 октября. Более того, Роскомнадзор обещал притормозить со штрафами до марта 2023 года.
Новое про персональные данные
1 сентября начинает действовать важный закон для бизнеса: ужесточается обработка личной информации. Теперь каждый работодатель должен подать заявление на сайт Роскомнадзора и зарегистрироваться как оператор персональных данных.
Операторы уведомляют РКН практически о каждом шаге работы с клиентом или сотрудником. Если в компании произошла утечка, операторы отправляют уведомление с отчетом о произошедшем.
Обрати внимание: изменения коснулись и биометрии. Теперь сотрудники могут отказать организации в предоставлении такой информации. Также поправки затрагивают несовершеннолетних: у них запрещено собирать отпечатки пальцев, запись голоса и прочие биометрические сведения.
Как теперь работать с персональными данными
В обязательном порядке операторы должны уведомлять:
- о намерениях обработки личной информации сотрудника или клиента;
- о сведениях, полученных для временного пропуска в офис работодателя;
- личные данные контрагентов.
Все уведомления подаются онлайн. Чтобы послать заявление, зарегистрируйся как оператор на сайте Роскомнадзора pd.rkn.gov.ru и отправь через него уведомление.
Важно: уведомление должно содержать четко прописанные цели сбора личной информации, а также согласие клиента на ее предоставление.
Что делать, если клиент отказал предоставлять персональные данные
Согласно закону, собирать личные сведения для бизнеса можно только с согласия клиента. Нововведения обязывают компанию отказаться от сбора персональных данных, если оператору пришел отрицательный ответ. Исключение из правила — случаи, когда сбор информации изначально происходит без согласия человека. Например, во время судебных разбирательств.
О системе обмена электронными перевозочными документами
Начиная с 1 сентября, лица, участвующие в транспортировке грузов (отправитель, перевозчик, получатель) могут обмениваться документами онлайн. Теперь это происходит через операторов ЭДО, которые оставляют акты в свободном доступе для налоговой, Ространснадзора и других служб.
Чтобы участвовать в электронном документообороте, выполни следующие требования:
- войди в систему ГИС ЭПД;
- оформи электронную подпись для всех участников перевозки;
- заключи соглашение с оператором;
- составь договор между всеми участниками.
Маркировка интернет-рекламы, усиленные меры защиты личных сведений и электронный документооборот — обновленное законодательство не обошло стороной владельцев бизнеса. Мы советуем тебе быть во всеоружии и назубок знать все касающиеся предпринимательства законы.