Выбор цветового оформления сайта
9 мин

Карьерный рост

Люди с амбициями хотят не только работать, но и продвигаться по карьерной лестнице. Особенно сильно такое желание возникает у тех, кто уже давно работает на одной должности и чувствует, что готов продвинуться дальше, достигать новых вершин. Правда рост возможен не у всех — такого шанса может не быть даже у тех, кто ценится руководством и считается большим профессионалом в определенных кругах. Для этого нужны определенные качества, о которых говорим сегодня.

Что это такое и зачем нужно: сравнение с профессиональным ростом

Путают карьерный и профессиональный рост. Хотя предпосылок к этому никаких, понятия очень разные.

Профессиональный рост — это получение знаний и профильных навыков. При этом хороший специалист развивается постоянно, вне зависимости от уже достигнутых вершин. Он не боится погружаться в детали, изучает узкие вопросы и умеет решать проблемы, которые мало кому по зубам. Это дарит ему дополнительную востребованность, его ценят и нанимают на работу. Правда к росту карьерному отношения это не имеет.

Все специалисты сами решают, какого мастерства они хотят достичь. Кто-то хочет быть в курсе технологий, кто-то получить признание, а кто-то — заработать как можно больше денег. Но все это не гарантирует успехов в карьере — обычно их достигают те, кто обладает лидерскими качествами и имеет организационные навыки. При этом знать всех нюансов выбранной профессии совсем необязательно. Ставку в любом случае делают на тех, кого считают лидером, кто умеет выстроить все процессы так, чтобы задачи выполнялись эффективно и не обязательно его руками.

Влияющие факторы

  • Развитие сотрудника по таким направлениям, как зарплата, должность, репутация и авторитет личности.
  • Взаимосвязь между профессией и личной жизнью, личностные достижения.
  • Способность приспособиться к внешним условиям, в том числе — уйти на новое место работы, если прежнее не соответствует внутренним стандартам.
  • Поиск взаимосвязи между особенностями личности и своим положении в социуме.

Все люди склонны к самоанализу, особенно к той части, которая касается карьерных достижений. При этом они сравнивают то, чего хочется достичь с реальным положением дел. Также он обращает внимание на степень риска, которая может сопутствовать изменением. Если в положении вещей наблюдаются разногласия — происходит внутренний конфликт и развиваются разные психологические проблемы.

Виды

  1. Вертикальный. Это движение по структурной лестнице — от простых должностей до руководящих. Этому сопутствуют следующие факторы: рост зарплаты, ответственности и социального положения. Такой вид продвижения наиболее заметен, да и в целом, когда говорят про рост, подразумевают обычно этот вид. В банке, например, это выглядит так: от неопытного стажера человек дорастает до начальника отдела и даже директора офиса.
  2. Горизонтальный. Это повышение квалификации в рамках одной профессии. То есть степень прокачки мастерства в рамках сферы. Это повышает уникальность специалиста. Должность в этом случае остается прежней, а вот ответственность и зарплата растут. Такой рост возможен не во всех сферах, в числе вероятных — наука, педагогика, рабочие специальности.
  3. Развитие в рамках одной компании. Даже в наше время можно найти людей, которые устроились в компанию сразу после учебы и работали в ней до завершения карьеры по достижении пенсионного возраста. Получение опыта, совершенствование навыков — все это происходит в одной компании. Особенно популярен такой подход был в СССР.
  4. Развитие в одной сфере, но у разных работодателей. Не всегда получается продвинуться по службе в одной компании, но хочется продвигаться по службе. В результате сотруднику приходится увольняться и устраиваться на новую работу. Из минусов такого варианта — необходимость адаптироваться к новому коллективу и условиям, а это не для всех посильная задача.

Этапы

  1. Подготовительный — начинается сразу после получения образования и устройства на работу. Здесь закладывается база для роста и карьеры.
  2. Адаптационный. Тут человек знакомится с профессией и получает навыки. Если все проходит успешно, то возникает желание обрести независимость и стать руководителем.
  3. Стабилизационный. Здесь весь коллектив делится на группы: в одну входят те, кто готов к росту, и те, кого все устраивает и сейчас.
  4. Консолидирующий. Здесь оцениваются достижения и происходит принятие решений, куда развиваться дальше. У тех, кто стал руководителем, никаких изменений тут не будет. А вот у того, кто пока не перешел на этот этап, все может измениться.

Составляем план

Все, даже тот, кто не хочет расти профессионально, размышляют, куда они могут прийти в конце пути. Планирование — нормальное явление для человеческой жизни, правда не всем планам суждено воплотиться. Сформулируйте цель, которую вы хотите достичь. Это нужно для понимания, к чему вы хотите прийти. Главное, чтобы она была достижимой и измеримой. Затем определите пути, которые помогут вам прийти в конечную точку. Если вы не можете понять, как добиться цели, определите, действительно ли вы этого хотите. Путь может быть разбит на подзадачи — так будет проще контролировать эффективность своей работы и черпать дополнительную мотивацию.

Два примера из жизни 

  1. Милтон Херги. Его путь был долог, прежде чем он стал во главе шоколадной империи Hershey Chocolate. Он начал с должности наборщика в типографии. Затем он пришел на работу на кондитерскую фабрику, где увидел, как делают конфеты и влюбился в процесс. Он открыл свое производство, но его предприятие прогорело. Но этот опыт его не сломил. Милтон изучил способы приготовления карамели и запустил ее создание, но тоже потерпел неудачу. Это замотивировало его на поиск нового подхода. На семейной ферме он экспериментировал с разными ингредиентами, пока не создал уникальный рецепт молочного шоколада. По итогу Херши открыл свою шоколадную фабрику.
  2. Генри Форд — создатель конвейерного производства и массового автомобиля для широких слоев населения. Преждем чем всего этого добиться, Форд столкнулся с кучей проблем. В результате он основал свою первую автомобильную компанию — Detroit Automobile Company. Через полтора года она закрылась, но на смену ей была открыта Henry Ford Company, впрочем, тоже просуществовавшая недолго. Третьей стала Ford Motor Company с улучшенным производством и характеристиками автомобилей. А Форд по итогу стал одним из успешных предпринимателей мира.

Рекомендации

  • Будьте собранным и ответственным. Бывают люди — большие профессионалы, но из-за своей неорганизованности они остаются без работы. Никто не будет терпеть необязательность и наплевательское отношение к своим обязанностям. Руководство ценит только ответственных людей: им готовы простить даже мелкие ошибки, а потому такие специалисты с большей долей вероятности добиваются карьерного роста.
  • Пробудите в себе лидерские качества. Даже если вы будете много работать, это не гарантирует повышение. Вы должны показывать, что готовы к нему и хотите этого. Руководство должно заметить ваши усилия и понять, что вам можно доверить дополнительные обязанности.
  • Учитесь говорить и не бойтесь говорить о том, что отлично справились с задачей. Рассказывайте об этом коллегам и руководству. Вы должны не бояться заявлять о себе и при этом уметь грамотно излагать свои мысли.
  • Оставайтесь в тонусе и следите за своим видом. Это поможет создать правильное впечатление о вас. Если вы не произведете впечатление сразу, вам придется работать над этим годы, поэтому постарайтесь работать над имиджем с первых дней.
  • Оставайтесь в курсе последних событий. Мир нестабилен, в нем все очень быстро меняется. Вы должны знать обо всем, что происходит. Это покажет вашу эрудицию и поможет натолкнуть на свежие идеи, которые вы сможете использовать в повседневной работе.
  • Упрощайте жизнь руководителю. Начальнику, как и другим людям, нужны понимание и внимание. Если вы знаете, как решить задачу, которая не по зубам руководству — сообщите об этом. Но не делайте это только из-за выгодны, показывайте свое искреннее желание помочь.
  • Не прекращайте развиваться. Даже если вы уверены, что достигли всего, что можно — читайте литературу, посещайте тренинги и развивайтесь.
  • Проявляйте инициативу. Делайте чуть больше, чем от вас требуют. Видите неточность — говорите об этом и устраняйте ее. Показывайте свою экспертность.
  • Не бойтесь ошибаться. Это делают все люди. Главное признавать свою ошибку и учиться ее устранять. Это покажет, что вы не боитесь нести ответственность за свои действия.

Усвойте одно правило: вы сами в праве отвечать за свою жизнь и каждое свое решение. Поэтому быть карьерному росту или нет — зависит только от вас. Делайте все, что от вас зависит, будьте важны для компании, и у вас обязательно все получится.

Комментарии

Читайте по теме