Выбор цветового оформления сайта
Виды делового этикета
6 мин

Виды делового этикета

Человечество давно придумало играть по правилам. В деловой среде соблюдение свода норм помогает людям говорить на одном языке, избегать неоднозначных ситуаций. Правила поведения меняются согласно контексту.

Обстоятельства взаимодействий корректируют их нормы. Знание профессионального этикета особенно актуально на официальных мероприятиях или бизнес-встречах.

Деловой этикет

Что такое деловой этикет?

Этикет — негласный свод правил коммуникации людей. Соблюдение порядка поведения в обществе определяет отношение присутствующих к человеку.

Нормы поведения в социуме формировалось на протяжении всей истории человечества. С масштабированием технической сферы появилась необходимость налаживания связей между людьми.

Сейчас сложно представить мир без совещаний, конференций и переговоров. Для такой коммуникации важно быть не только вежливым, но и соблюдать порядок формального общения. Здесь на помощь приходит этика.

Этика часть философии, которая помогает понять, как себя вести в обществе.

Официальная этика формирует взаимовыгодный контакт людей, работающих над общим делом. Особые правила установлены для деловых встреч. У каждого участника есть официальный статус и конкретная задача. Согласно общепринятым нормам, встреча проходит в несколько этапов:

  • знакомство, представление друг друга;
  • обсуждение предмета встречи;
  • решение вопросов;
  • завершение встречи.

Классификация

Рабочий этикет меняется вместе со способом коммуникации. Существует:

  • письменный формат;
  • устный.

Второй тип дополнительно классифицируется на монологи и диалоги. Монологи характерны для конференций и презентаций продукта. Качественная речь и грамотный текст способны расположить слушателей, усилить интерес к продукту.

  • Диалог — более многогранная сфера контакта. В нем выделяют:
  • разговор — недолгое общение людей на одну или две темы;
  • беседу — обсуждение вопросов, обмен мнениями, принятие общих решений;
  • переговоры – беседа, цель которой — соглашение;
  • интервью — общение с медиа-службами с целью публикации информации.

Указанные виды делового этикета могут происходить при личном контакте или без него. Это может быть телефонная беседа или сеанс видео-связи. Они тоже подчиняются правилам.

Состав

В рабочем процессе есть не только словесный формат взаимодействия. Сотрудники коммуницируют между собой разными способами. Культура делового этикета — совокупность нескольких факторов:

  • речи;
  • жестов, мимики;
  • внешнего вида;
  • содержания рабочего места.

Рабочий стол — лицо специалиста. Порядок на рабочем столе характеризует владельца, как надежного профессионала. На репутацию сотрудника могут повлиять посторонние предметы. Чем их меньше, тем серьезней его воспринимают.

Еще недавно официальный внешний вид подразумевал строгое соблюдение дресс-кода. Мужчины должны были носить костюмы, а женщины — сдержанные наряды. Сейчас правила меняются, но скромность, опрятность и ухоженность все равно остаются на первом месте. Разумеется, если одна из сторон переговоров предпочитает следование классическому стилю, то стоит придержаться его тоже. Можешь прийти на переговоры с ирокезом, если собеседник носит дреды и кольцо в носу.

В невербальном общении деловой стиль подразумевает сдержанность манер и речи. Важно учитывать национальные особенности другой стороны.

Например, итальянцы очень эмоциональны, а японцы — наоборот. У мужчин-арабов при встрече принято обнимать друг друга. У китайцев не принято говорить «нет». Нюансов много. Не одна международная сделка сорвалась из-за незнания национальных особенностей.

При переговорах с людьми другой национальности можно выучить пару слов на их языке. Такой жест обязательно оценится.

Цели делового этикета

Основные цели

Работа любой компании невозможна без коммуникаций. Они сопровождаются письменными документами. Это могут быть соглашения, сделки, приказы, другие фиксированные решения, подтверждающие результат.

Деловой этикет способен улучшить материальное положение сотрудника или повысить его в должности, путем правильного донесения информации и корректного решения задач.

Если на совещании присутствует критика или негативные аспекты, то они не должны относиться к личности сотрудника. Обсуждаются только действия сотрудника или его деловые качества. Обязанность руководителя контролировать этот процесс.

Еще одна важная задача — экономия времени. Сформулированные мысли, жесткий тайминг, четкая постановка целей определят почти половину успеха переговоров.

Примеры

Есть внушительный список положений о том, каким правилам учит деловой вид этикета. На самом деле, мы ими пользуемся каждый день. Это начинается еще до встречи. Важно рассчитать время так, чтобы не опоздать. Задержки недопустимы, а прийти заранее можно. Место встречи должно подходить под контекст беседы.

Переговоры начинаются с пары формальных вопросов. Только после них можно перейти к главной теме беседы. Нельзя перебивать собеседников и отвечать на звонки во время разговора. Если на встрече присутствуют несколько человек, то все люди должны быть представлены друг другу.

Если рассматривать общение в коллективе, то здесь не допускается грубая речь, повышение голоса, сплетни, обсуждения других сотрудников. Особое значение имеют личные границы. Нежелательно приближаться к коллегам ближе, чем на 50 сантиметров. Тактильные контакты тоже не приветствуются. Разрешено рукопожатие.

Если берем переписку по электронной почте, то в письме обязательно указываются контакты и тема письма. Одно письмо затрагивает одну тему. Если их несколько, то можно использовать маркированные списки. Ценится лаконичность, четкость, ясность письма. Примеры правильных писем можно легко найти в открытом доступе.

Вывод

Знание правил делового этикета обязательно для всех должностей. Руководителю оно поможет укрепить позицию в крупной компании. Начинающему бизнесмену — в открытии бизнеса, в любом городе, маленьком или большом. Сотрудникам — в продвижении по карьерной лестнице.

Простые правила сделают общение более комфортным, понятным, уважительным ко всем участникам. Доведенные до автоматизма, они помогают стать своим в бизнес-среде.

Комментарии

Читайте по теме