Как правильно зарегистрировать бизнес
Вы хотите зарегистрировать бизнес, но не можете решить, что вам нужно: ИП или ООО? Что выгоднее и как правильно все оформить, чтобы не было проблем в будущем? Сегодня сравним обе формы собственности, расскажем, как правильно зарегистрировать бизнес, и почему вам могут отказать в налоговой.
Что выбрать ИП или ООО
ИП — это частный предприниматель (физическое лицо), который официально занимается предпринимательской деятельностью. Чаще всего его оформляют собственники малого и среднего бизнеса. Ответственность по финансовым и иным обязательствам полностью лежит на владельце.
ООО — это общество (юридическое лицо), организованное одним или несколькими физическими и/или юридическими лицами для ведения совместной деятельности. Каждый из совладельцев вносит свой вклад в уставной капитал (в разных долях), ответственность и риски делят пропорционально этим долям.
Какая форма собственности подойдет вашему бизнесу, зависит от того, чем вы собираетесь заниматься, как и с кем.
Если вы будете самостоятельно разводить коров и реализовывать мясо-молочную продукцию — достаточно оформить ИП. Его легче создать/ликвидировать, легче вести налоговые расчеты. А если хотите запустить крупное хозяйство совместно с партнерами — решить финансовые и имущественные вопросы в рамках индивидуального предпринимательства будет практически невозможно. Лучше оформить ООО и официально закрепить за каждым учредителем долю участия и остальные нюансы совместной деятельности.
В принципе у ИП широкий спектр возможностей для бизнеса.
Запреты для ИП
- производить и продавать алкогольные напитки;
- разрабатывать, производить, ремонтировать, испытывать, продавать и утилизировать авиационную и военную технику, вооружение, боеприпасы;
- производить и продавать огнестрельное оружие, запчасти и патрону к нему;
- производить, хранить, применять, продавать взрывчатые вещества;
- производить и продавать пиротехнику;
- заниматься охранной деятельностью;
- трудоустраивать граждан за границу;
- организовывать инвестиционные, паевые, пенсионные фонды и управлять ими;
- выращивать растения, из которых производят наркотические и психотропные вещества;
- производить лекарства;
- производить и продавать наркотики и психотропные вещества;
- продавать электроэнергию;
- торговать ценными бумагами.
Все это можно делать с ООО. Но тут есть свои трудности: сложная процедура открытия/закрытия, много уставных документов, сложно вести бухгалтерию, если будет меняться состав учредителей, придется переделывать всю учредительную документацию, решать имущественные вопросы и т.д.
Пошаговая инструкция для регистрации бизнеса
Когда определились с формой собственности, можно приступать к подготовке необходимых документов. На этом этапе у них тоже есть ряд различий.

Пошаговая инструкция для регистрации ООО
Процедуру можно пройти в налоговой по месту регистрации юридического лица, через интернет (Госуслуги, nalog.ru), по почте, в МФЦ или у нотариуса. Но к этому надо серьезно подготовиться.
Что надо сделать:
- Шаг 1 — Имя. Даже если вы выбрали имя на иностранном языке — в заявлении его придется писать русскими буквами. Дополнительно можно указать название на иностранном языке, языках народов Российской Федерации и дать список приемлемых сокращений.
- Шаг 2 — Коды. Они нужны, что государство могло контролировать уплату взносов, налогов и ведения статистики. Код зависит от рода деятельности, который вы собираетесь вести. Кодов может быть несколько и выбрать их можно в специальном справочник ОКВЭД.
- Шаг 3 — Учредительные документы. Это: решение о создании юрлица (если основатель один), протокол собрания и договор об учреждении (если основателей несколько) и устав фирмы.
- Шаг 4 — Налоги. Выберите, по какой системе хотите работать и укажите при заполнении заявления. Иначе по умолчанию к фирме будет применена стандартная — с НДС, налогом на прибыль и т.д.
- Шаг 5 — Заявление. Вам нужна форма Р11001. Если учредителей несколько, то каждый должен подписать и лично явиться в ФНС по адресу регистрации фирмы. Можно заполнить заявление у нотариуса и тогда всем идти в налоговую не потребуется. Если будете регистрировать онлайн, то у всех учредителей должны быть электронные подписи.
Независимо от того, где вы будете регистрировать бизнес: когда соберете весь пакет документов, и заполните заявление, оплатите госпошлину (4 000 руб.) и приложите квитанцию об оплате (это не обязательно, но желательно). Если все сделали правильно, то через 3 дня получите подтверждающие документы на е-майл, указанный в заявлении.

Пошаговая инструкция для регистрации ИП
Открыть ИП проще, чем ООО. Подать документы также можно лично в ФНС (по месту регистрации физлица), по почте, в МФЦ, у нотариуса или онлайн через Госуслуги и nalog.ru.
Имя имеет стандартную форму: «ИП + ФИО предпринимателя». Поэтому здесь всего 3 подготовительных этапа:
- Шаг 1 — Род занятий. Заниматься предприниматель может чем угодно, как и менять род деятельности в любое время. Но в момент оформления необходимо выбрать одно главное направление. Это нужно, чтобы налоговая поняла, какие налоги к вам применять на старте, какие лицензии нужны и т.д.
- Шаг 2— Налоги. Здесь требуется особое внимание. Если вы не сильно разбираетесь в налогах, лучше проконсультироваться с опытным бухгалтером или непосредственно в ФНС. Потому что изменить систему налогообложения в будущем будет невозможно. По умолчанию к ИП будет применена стандартная система ОСНО (с уплатой НДС, подоходного и других налогов). Еще можно выбрать: УСН (упрощенная система), ЕНВД (единый налог), ПСН (патентная система) или ЕСХН (единый сельхоз налог).
- Шаг 3 — Заявление. Надо заполнить форму Р 21001. Сделать это также можно лично в налоговой или онлайн, но тогда понадобится усиленная квалифицированная электронная подпись.
Если будете подавать документы лично в ФНС, то пошлина составит 800 руб. В остальных случаях — бесплатно.
Возможные причины отказа в регистрации бизнеса
Для индивидуального предпринимателя это:
- попытка регистрации не по месту прописки;
- неполный пакет документов;
- неверное заполнение формы заявки;
- опечатки, неполное заполнение полей в форме, неправильные сокращения;
- неверный ИИН или его отсутствие;
- ошибка в реквизитах при оплате пошлины.
Для ООО это:
- неполный пакет документов;
- ошибки, опечатки, недостоверные данные;
- ошибка нотариуса при оформлении документов;
- гендир является руководителем сразу нескольких фирм;
- плохая налоговая история у учредителей общества;
- юридический адрес, на который ранее уже были зарегистрированы фирмы с плохой историей;
- пошлина оплачена по неверным реквизитам;
- если в составе есть физлица, но их ИИН не указаны;
- опечатки, неполное заполнение полей в форме, неправильные сокращения.
Вы можете самостоятельно зарегистрировать бизнес.
Но если у вас нет такого опыта, не терпите бюрократию, не разбираетесь в юридических терминах — лучше обратиться к регистраторам. Это люди, которые за небольшую плату возьмут оформление документов на себя и смогут гарантировать отсутствие ошибок.