Как правильно зарегистрировать бизнес

Вы хотите зарегистрировать бизнес, но не можете решить, что вам нужно: ИП или ООО? Что выгоднее и как правильно все оформить, чтобы не было проблем в будущем? Сегодня сравним обе формы собственности, расскажем, как правильно зарегистрировать бизнес, и почему вам могут отказать в налоговой.

Что выбрать ип или ооо

Что выбрать ИП или ООО

ИП — это частный предприниматель (физическое лицо), который официально занимается предпринимательской деятельностью. Чаще всего его оформляют собственники малого и среднего бизнеса. Ответственность по финансовым и иным обязательствам полностью лежит на владельце.

ООО — это общество (юридическое лицо), организованное одним или несколькими физическими и/или юридическими лицами для ведения совместной деятельности. Каждый из совладельцев вносит свой вклад в уставной капитал (в разных долях), ответственность и риски делят пропорционально этим долям.

Какая форма собственности подойдет вашему бизнесу, зависит от того, чем вы собираетесь заниматься, как и с кем. 

Если вы будете самостоятельно разводить коров и реализовывать мясо-молочную продукцию — достаточно оформить ИП. Его легче создать/ликвидировать, легче вести налоговые расчеты. А если хотите запустить крупное хозяйство совместно с партнерами — решить финансовые и имущественные вопросы в рамках индивидуального предпринимательства будет практически невозможно. Лучше оформить ООО и официально закрепить за каждым учредителем долю участия и остальные нюансы совместной деятельности. 

В принципе у ИП широкий спектр возможностей для бизнеса. 

Запреты для ИП

  • производить и продавать алкогольные напитки;
  • разрабатывать, производить, ремонтировать, испытывать, продавать и утилизировать авиационную и военную технику, вооружение, боеприпасы;
  • производить и продавать огнестрельное оружие, запчасти и патрону к нему;
  • производить, хранить, применять, продавать взрывчатые вещества;
  • производить и продавать пиротехнику;
  • заниматься охранной деятельностью;
  • трудоустраивать граждан за границу;
  • организовывать инвестиционные, паевые, пенсионные фонды и управлять ими;
  • выращивать растения, из которых производят наркотические и психотропные вещества;
  • производить лекарства;
  • производить и продавать наркотики и психотропные вещества;
  • продавать электроэнергию;
  • торговать ценными бумагами.

Все это можно делать с ООО. Но тут есть свои трудности: сложная процедура открытия/закрытия, много уставных документов, сложно вести бухгалтерию, если будет меняться состав учредителей, придется переделывать всю учредительную документацию, решать имущественные вопросы и т.д.

Сравнение ИП с ООО

Чтобы было проще понять, какой вид собственности лучше подойдет вашему бизнесу, мы собрали плюсы и минусы ИП и ООО в таблицу.

Характеристика

ИП

ООО

Количество собственников

1

до 50

Ответственность по
обязательствам

собственным имуществом

уставным капиталом

Юридический адрес

нет
Регистрируется по месту жительства

да
Еще можно зарегистрировать на адрес проживания одного из учредителей (или генерального директора)

Бухучет

может не вести

должен вести

Доход

может распоряжаться как и когда хочет

собственники получают дивиденды раз в квартал

Штрафы 

до 5 000 руб.

до 50 000 руб.

Регистрация работодателя

Нужна только когда появится первый наемный работник

Автоматическая

Расчетный счет

может работать без него

нужен обязательно

Кассовая дисциплина

не обязательно

обязательно

Виды деятельности

есть ограничения (см. выше)

нет ограничений

Печать

не обязательно

не обязательно

Пошаговая инструкция для регистрации бизнеса

Пошаговая инструкция для регистрации бизнеса

Когда определились с формой собственности, можно приступать к подготовке необходимых документов. На этом этапе у них тоже есть ряд различий. 

Регистрация ооо

Пошаговая инструкция для регистрации ООО

Процедуру можно пройти в налоговой по месту регистрации юридического лица, через интернет (Госуслуги, nalog.ru), по почте, в МФЦ или у нотариуса. Но к этому надо серьезно подготовиться. 

Что надо сделать:

  1. Шаг 1 — Имя. Даже если вы выбрали имя на иностранном языке — в заявлении его придется писать русскими буквами. Дополнительно можно указать название на иностранном языке, языках народов Российской Федерации и дать список приемлемых сокращений.
  2. Шаг 2 — Коды. Они нужны, что государство могло контролировать уплату взносов, налогов и ведения статистики. Код зависит от рода деятельности, который вы собираетесь вести. Кодов может быть несколько и выбрать их можно в специальном справочник ОКВЭД. 
  3. Шаг 3 — Учредительные документы. Это: решение о создании юрлица (если основатель один), протокол собрания и договор об учреждении (если основателей несколько) и устав фирмы. 
  4. Шаг 4 — Налоги. Выберите, по какой системе хотите работать и укажите при заполнении заявления. Иначе по умолчанию к фирме будет применена стандартная — с НДС, налогом на прибыль и т.д. 
  5. Шаг 5 — Заявление. Вам нужна форма Р11001. Если учредителей несколько, то каждый должен подписать и лично явиться в ФНС по адресу регистрации фирмы. Можно заполнить заявление у нотариуса и тогда всем идти в налоговую не потребуется. Если будете регистрировать онлайн, то у всех учредителей должны быть электронные подписи. 

Независимо от того, где вы будете регистрировать бизнес: когда соберете весь пакет документов, и заполните заявление, оплатите госпошлину (4 000 руб.) и приложите квитанцию об оплате (это не обязательно, но желательно). Если все сделали правильно, то через 3 дня получите подтверждающие документы на е-майл, указанный в заявлении.

Регистрация ИП

Пошаговая инструкция для регистрации ИП

Открыть ИП проще, чем ООО. Подать документы также можно лично в ФНС (по месту регистрации физлица), по почте, в МФЦ, у нотариуса или онлайн через Госуслуги и nalog.ru.

Имя имеет стандартную форму: «ИП + ФИО предпринимателя». Поэтому здесь всего 3 подготовительных этапа:

  1. Шаг 1 — Род занятий. Заниматься предприниматель может чем угодно, как и менять род деятельности в любое время. Но в момент оформления необходимо выбрать одно главное направление. Это нужно, чтобы налоговая поняла, какие налоги к вам применять на старте, какие лицензии нужны и т.д.
  2. Шаг 2— Налоги. Здесь требуется особое внимание. Если вы не сильно разбираетесь в налогах, лучше проконсультироваться с опытным бухгалтером или непосредственно в ФНС. Потому что изменить систему налогообложения в будущем будет невозможно. По умолчанию к ИП будет применена стандартная система ОСНО (с уплатой НДС, подоходного и других налогов). Еще можно выбрать: УСН (упрощенная система), ЕНВД (единый налог), ПСН (патентная система) или ЕСХН (единый сельхоз налог).
  3. Шаг 3 — Заявление. Надо заполнить форму Р 21001. Сделать это также можно лично в налоговой или онлайн, но тогда понадобится усиленная квалифицированная электронная подпись. 

Если будете подавать документы лично в ФНС, то пошлина составит 800 руб. В остальных случаях — бесплатно.

Возможные причины отказа в регистрации бизнеса

Для индивидуального предпринимателя это:

  • попытка регистрации не по месту прописки;
  • неполный пакет документов;
  • неверное заполнение формы заявки;
  • опечатки, неполное заполнение полей в форме, неправильные сокращения;
  • неверный ИИН или его отсутствие;
  • ошибка в реквизитах при оплате пошлины.

Для ООО это:

  • неполный пакет документов;
  • ошибки, опечатки, недостоверные данные;
  • ошибка нотариуса при оформлении документов;
  • гендир является руководителем сразу нескольких фирм;
  • плохая налоговая история у учредителей общества;
  • юридический адрес, на который ранее уже были зарегистрированы фирмы с плохой историей;
  • пошлина оплачена по неверным реквизитам;
  • если в составе есть физлица, но их ИИН не указаны;
  • опечатки, неполное заполнение полей в форме, неправильные сокращения.

Вы можете самостоятельно зарегистрировать бизнес.

Но если у вас нет такого опыта, не терпите бюрократию, не разбираетесь в юридических терминах — лучше обратиться к регистраторам. Это люди, которые за небольшую плату возьмут оформление документов на себя и смогут гарантировать отсутствие ошибок.
5/5 - (1 голос)