Малый бизнес и стартап
Часто понятия малого бизнеса и стартапа используют как синонимы. И они действительно во многом схожи. Но это не одно и то же. В статье расскажем, почему не каждый предприниматель — стартапер, разберемся в тонкостях понятий, опишем характерные черты и 10 принципиальных отличий стартапа от малого бизнеса.
Все, что нужно знать о малом бизнесе
К малому бизнесу относят предприятия с численностью работников от 16 до 100 человек и суммарным годовым доходом до 800 000 рублей. Сюда относятся все индивидуальные предприниматели и большая часть юридических лиц. Это и небольшое фермерское хозяйство, и парикмахерская, и швейная мастерская, и булочная за углом.
Характерные черты малого бизнеса
- легко открыть — стартовать можно с минимальными вложениями;
- легко управлять — подчиненных немного, а бизнес-процессы простые;
- гибкость — легко подстраиваться под тенденции рынка;
- легко продвигаться — доступно много недорогих рекламных каналов, а вложения быстро окупаются;
- сложно расти — мало оборотных средств и вывести большую сумму для развития бизнеса бывает сложно;
- высокая конкуренция — вокруг сотни фирм-аналогов и сложно выделяться на их фоне;
- риск обанкротиться — практически нет «подушки безопасности» и к банкротству может привести любой финансовый кризис.

Какие бывают стартапы
Есть два понимания термина стартап:
- Это бизнес, построенный на некой инновационной идее, рассчитанный на быстрый старт и развитие.
- Это начальная стадия развития любого вида бизнеса.
Здесь мы будем рассматривать первый вариант понятия — инновационный бизнес.
Характерные черты стартапа
- всегда основан на новой идее — или модернизации старой, но удачной;
- нет готовых решений — бизнес-процессы постоянно меняются;
- нет бюрократии — новшества внедряются быстро;
- всегда в поисках инвесторов — бесконечные эксперименты постоянно требуют финансовых вливаний.
Инновационные стартапы бывают:
- Копиями успешных проектов. Обычно за основу берется идея успешного зарубежного бизнеса. Чаще всего это IT-проекты.
- Агрессорами. Такие проекты берут за основу некую новаторскую идею, выпускают более дешевый и функциональный продукт, чем все, что представлено на рынке и быстро захватывают нишу.
- Темными лошадками. Это стартапы, основанные на революционной идее, перспективы которой сложно предугадать. Тут на кону стоит все и если дело «выгорит», то проект «взлетит» и многократно окупится в короткие сроки.
Выходят стартапы обычно из:
- бизнес-инкубаторов. Где авторов идеи (резидентов) обучают тонкостям ведения бизнеса, представляют помещение и технику для старта, поддерживают финансово и юридически;
- бизнес-акселераторов. Здесь стартаперы за несколько месяцев проходят ускоренное обучение (курсы, семинары и т.д.), консультируются с экспертами в бизнесе и — уходят в свободное плавание;
- технопарков. Обучение стартаперов проходит на базе научно-производственных комплексов,нацеленных на разработку и внедрение инновационных технологий. Кроме обучения бизнесу здесь есть мощная исследовательская база для проведения экспериментов.
Конечно же, помогают далеко не всем — идеи тщательно отбирают и просчитывают вероятные риски. Поддержку получают самые потенциально успешные проекты.

Основные различия
Юридически оба эти вида деятельности попадают под понятие малого предпринимательства и на практике даже могут трансформироваться друг в друга. Но на этом сходства стартапа и малого бизнеса заканчиваются. А вот в чем различия:
- Амбиции. Стартап всегда стремится максимально масштабироваться, захватить смежные области. Стартап, особенно IT-проекты, не ограничен территориально. Малый бизнес обычно локализован в одном регионе и не замахивается на «мировое господство».
- Скорость. Стартапы развиваются стремительно, хотя некоторые проекты (где нужны долгие исследования и эксперименты прежде, чем запустить продукт) могут долго «созревать». Малое предпринимательство обычно растет медленно, потому что бюджет небольшой и из него сложнее выделить средства на развитие.
- Спонсорство. Частный бизнес чаще всего собственники организуют на собственные деньги или берут банковские кредиты. Стартапы развиваются на деньги инвесторов, которые ожидают сверхприбыль, если проекты « выстрелит».
- Технологии. Частные предприниматели обычно идут проторенными дорожками и открывают дело в сферах со стабильным спросом и прогнозируемыми доходами — там все просто, не нужно суперсложное оборудование или процессы. Стартапы изначально строятся на новых идеях. Для их разработки и внедрения требуются долгие и сложные исследования, применение инновационных технологий.
- Численность. Малый бизнес стремится ограничиться минимальным количеством работников — ради экономии на зарплате. В стартап по мере развития постоянно привлекаются новые люди (часто узкие специалисты) — это рассматривается как выгодная инвестиция, ведь каждый специалист вносит серьезный вклад в разработку продукта.
- Риски обанкротиться. По статистике за первые три года жизни стартапы «лопаются» в 92% случаев. Малый бизнес более стабилен за счет предсказуемости результатов работы и спроса на продукт — прогорают только 32% предпринимателей за те же три года жизни.
- Активы. У частного предпринимательство все предельно прозрачно — помещение, оборудование, движимое имущество, оборот. У стартапов, кроме имущественных обычно есть и неизмеряемые активы — интеллектуальная собственность. Даже когда она запатентована, выразить ее в цифрах невозможно.
- Окупаемость. Стартапы могут годами жить на инвестициях и не приносить дохода. И могут вовсе не дорасти до дивидендов. Частное предпринимательство не требует больших затрат на старте, но и без быстрой прибыли существовать не может. Поэтому стремится к максимально быстрой окупаемости.
- Бизнес-план. Малый бизнес еще на старте четко расписывает будущее развитие и строго следует этому плану. В случае со стартапом предугадать, как быстро и в каком направлении будет развиваться компания невозможно — планы могут переписываться еженедельно.
- Выход из дела. Малый бизнес обычно или переходит по наследству, или продается постороннему человеку/компании. Основатели стартапа, когда проект достигнет определенного уровня развития, либо начинаю выпускать и продавать собственные акции, либо продают бизнес и на вырученные деньги развивают новый еще более амбициозный проект.
Нельзя сказать, что один вид предпринимательства более перспективный и выгодный, а у другого — нет будущего. Каждый хорош по-своему и подходит под разные цели. Выбирайте путь, соответствующий вашему темпераменту и бизнес-идее и — удачи!