Выбор цветового оформления сайта
Стартапы
6 мин

Малый бизнес и стартап

Часто понятия малого бизнеса и стартапа используют как синонимы. И они действительно во многом схожи. Но это не одно и то же. В статье расскажем, почему не каждый предприниматель — стартапер, разберемся в тонкостях понятий, опишем характерные черты и 10 принципиальных отличий стартапа от малого бизнеса.

Все, что нужно знать о малом бизнесе

К малому бизнесу относят предприятия с численностью работников от 16 до 100 человек и суммарным годовым доходом до 800 000 рублей. Сюда относятся все индивидуальные предприниматели и большая часть юридических лиц. Это и небольшое фермерское хозяйство, и парикмахерская, и швейная мастерская, и булочная за углом.

Характерные черты малого бизнеса

  • легко открыть — стартовать можно с минимальными вложениями;
  • легко управлять — подчиненных немного, а бизнес-процессы простые;
  • гибкость — легко подстраиваться под тенденции рынка;
  • легко продвигаться — доступно много недорогих рекламных каналов, а вложения быстро окупаются;
  • сложно расти — мало оборотных средств и вывести большую сумму для развития бизнеса бывает сложно;
  • высокая конкуренция — вокруг сотни фирм-аналогов и сложно выделяться на их фоне;
  • риск обанкротиться — практически нет «подушки безопасности» и к банкротству может привести любой финансовый кризис.
Стартапы малого бизнеса

Какие бывают стартапы

Есть два понимания термина стартап:

  1. Это бизнес, построенный на некой инновационной идее, рассчитанный на быстрый старт и развитие. 
  2. Это начальная стадия развития любого вида бизнеса.

Здесь мы будем рассматривать первый вариант понятия — инновационный бизнес.

Характерные черты стартапа

  • всегда основан на новой идее — или модернизации старой, но удачной;
  • нет готовых решений — бизнес-процессы постоянно меняются;
  • нет бюрократии — новшества внедряются быстро;
  • всегда в поисках инвесторов — бесконечные эксперименты постоянно требуют финансовых вливаний.

Инновационные стартапы бывают:

  1. Копиями успешных проектов. Обычно за основу берется идея успешного зарубежного бизнеса. Чаще всего это IT-проекты.
  2. Агрессорами. Такие проекты берут за основу некую новаторскую идею, выпускают более дешевый и функциональный продукт, чем все, что представлено на рынке и быстро захватывают нишу.
  3. Темными лошадками. Это стартапы, основанные на революционной идее, перспективы которой сложно предугадать. Тут на кону стоит все и если дело «выгорит», то проект «взлетит» и многократно окупится в короткие сроки.

Выходят стартапы обычно из:

  • бизнес-инкубаторов. Где авторов идеи (резидентов) обучают тонкостям ведения бизнеса, представляют помещение и технику для старта, поддерживают финансово и юридически;
  • бизнес-акселераторов. Здесь стартаперы за несколько месяцев проходят ускоренное обучение (курсы, семинары и т.д.), консультируются с экспертами в бизнесе и — уходят в свободное плавание;
  • технопарков. Обучение стартаперов проходит на базе научно-производственных комплексов,нацеленных на разработку и внедрение инновационных технологий. Кроме обучения бизнесу здесь есть мощная исследовательская база для проведения экспериментов. 

Конечно же, помогают далеко не всем — идеи тщательно отбирают и просчитывают вероятные риски. Поддержку получают самые потенциально успешные проекты.

различие между стартапом и малым бизнесом

Основные различия

Юридически оба эти вида деятельности попадают под понятие малого предпринимательства и на практике даже могут трансформироваться друг в друга. Но на этом сходства стартапа и малого бизнеса заканчиваются. А вот в чем различия:

  1. Амбиции. Стартап всегда стремится максимально масштабироваться, захватить смежные области. Стартап, особенно IT-проекты, не ограничен территориально. Малый бизнес обычно локализован в одном регионе и не замахивается на «мировое господство».
  2. Скорость. Стартапы развиваются стремительно, хотя некоторые проекты (где нужны долгие исследования и эксперименты прежде, чем запустить продукт) могут долго «созревать». Малое предпринимательство обычно растет медленно, потому что бюджет небольшой и из него сложнее выделить средства на развитие.
  3. Спонсорство. Частный бизнес чаще всего собственники организуют на собственные деньги или берут банковские кредиты. Стартапы развиваются на деньги инвесторов, которые ожидают сверхприбыль, если проекты « выстрелит». 
  4. Технологии. Частные предприниматели обычно идут проторенными дорожками и открывают дело в сферах со стабильным спросом и прогнозируемыми доходами — там все просто, не нужно суперсложное оборудование или процессы. Стартапы изначально строятся на новых идеях. Для их разработки и внедрения требуются долгие и сложные исследования, применение инновационных технологий. 
  5. Численность. Малый бизнес стремится ограничиться минимальным количеством работников — ради экономии на зарплате. В стартап по мере развития постоянно привлекаются новые люди (часто узкие специалисты) — это рассматривается как выгодная инвестиция, ведь каждый специалист вносит серьезный вклад в разработку продукта.
  6. Риски обанкротиться. По статистике за первые три года жизни стартапы «лопаются» в 92% случаев. Малый бизнес более стабилен за счет предсказуемости результатов работы и спроса на продукт — прогорают только 32% предпринимателей за те же три года жизни.
  7. Активы. У частного предпринимательство все предельно прозрачно — помещение, оборудование, движимое имущество, оборот. У стартапов, кроме имущественных обычно есть и неизмеряемые активы — интеллектуальная собственность. Даже когда она запатентована, выразить ее в цифрах невозможно.
  8. Окупаемость. Стартапы могут годами жить на инвестициях и не приносить дохода. И могут вовсе не дорасти до дивидендов. Частное предпринимательство не требует больших затрат на старте, но и без быстрой прибыли существовать не может. Поэтому стремится к максимально быстрой окупаемости. 
  9. Бизнес-план. Малый бизнес еще на старте четко расписывает будущее развитие и строго следует этому плану. В случае со стартапом предугадать, как быстро и в каком направлении будет развиваться компания невозможно — планы могут переписываться еженедельно.
  10. Выход из дела. Малый бизнес обычно или переходит по наследству, или продается постороннему человеку/компании. Основатели стартапа, когда проект достигнет определенного уровня развития, либо начинаю выпускать и продавать собственные акции, либо продают бизнес и на вырученные деньги развивают новый еще более амбициозный проект.

Нельзя сказать, что один вид предпринимательства более перспективный и выгодный, а у другого — нет будущего. Каждый хорош по-своему и подходит под разные цели. Выбирайте путь, соответствующий вашему темпераменту и бизнес-идее и — удачи!

Комментарии

Читайте по теме