Неценовая конкуренция

Неценовая конкуренция помогает повысить лояльность потребителей. Достигается это за счет улучшения качества продукции и повышения количества ее характеристик. Такой подход помогает не делать скидок и при этом обходить конкурентов. На такой вариант соглашаются не все бренды, потому что это процесс трудоемкий. Большинство ищет легкие пути, но не все потребители основывают свой выбор на ценах, а потому — шансы на повышение клиентской базы весьма велики.

Что это такое

Неценовая конкуренция — это борьба с аналогичными компаниями, которая выполняется любыми способами, но только не сокращением цены. Наиболее популярные методы — улучшение свойств продукта, расширение каналов сбыта, увеличение ассортимента. Ее используют в случаях, когда:
  • Уменьшать стоимость по какой-то из причин нельзя. Например, из-за договоренности между компаниями, работающими в сегменте.
  • Спрос выше предложения. Купить товары хотят многие, а продукции мало. И при этом цена никак не повлияет на популярность товаров.
  • Компания выходит на новый уровень. В таком случае стоимость продвижения продукта высока и снижение его стоимости просто невозможно.
  • Существует высокий риск демпинга.  Сокращение цены может спровоцировать снижение рентабельности и прибыли. Баланс нарушается и, как следствие, возникают негативные изменения.
  • Компания производит уникальные товары, цена на которых не может быть снижена из-за риска их обесценивания.

Виды неценовой конкуренции

  1. Сервисная — помогает наладить взаимодействие с клиентами. Например, за счет качественной техподдержки, детской комнаты в офисе или продлении гарантийного обслуживания.
  2. Функциональная — вводятся допуслуги, без которых в принципе можно обойтись. Допустим, шампанское для невест в свадебном салоне.
  3. Коммуникативная — эта конкуренция направлена на поддержание взаимоотношений с клиентами в соцсетях. Это создание своего рода комьюнити, в котором потребители общаются между собой и с представителями бренда.
  4. Продуктовая — расширение ассортимента.
  5. Инновационная — для коммуникации с клиентом используются современные технологии, например, чат-боты.

Когда применяется

Неценовая конкуренция помогает быстро отстроиться от конкурентов и занять лидерские позиции. Если стратегия продумана хорошо, то расходы на нововведения быстро окупятся за счет роста числа удовлетворенных клиентов. Неценовая конкуренция может применяться при необходимости:

  1. Стимулировать сбыт. Для этого компания должна проработать программу лояльности для постоянных клиентов, придумать акции и конкурсы, придумать другие маркетинговые мероприятия. Это увлечет потребителей и расширит базу за счет сарафанного радио.
  2. Прорекламировать бренд или конкретную модель товара. Для этого можно использовать ATL, BTL, креативные кампании.
  3. Повысить соответствие интересам целевой аудитории. Для этого стоит проанализировать сегмент потребителей и понять, на основании каких данных он принимает решение о покупке. Информация поможет скорректировать стратегию продвижения и сделать продукт более подходящим для потенциальных клиентов.
  4. Улучшить продукт. Задача — максимально полно удовлетворять запросы аудитории, подстраиваясь под малейшие изменения ее желаний. Чем идеальнее будет товар для человека, тем меньше вероятность, что он захочет попробовать товар другой компании.

Плюсы и минусы

Вопреки всяким стандартам, начнем с недостатков, а не с сильных сторон. И первый из них — отсеивание людей, для которых решающий фактор — цена. Такая аудитория не обращает внимание на качество, если товар дешевле качественного аналога.

Второй минус — трудности применения методик неценовой конкуренции. Чтобы продумать работающую стратегию, нужно собрать профессиональную команду, провести исследования, найти другие ресурсы. Гораздо проще просто снизить цену, поэтому неценовые методы и используются не всеми.

Теперь к плюсам. Они приятнее и их больше:

  • Метод доступен не всем — его используют только крупные компании, которые не боятся лишних расходов и готовы выделить на эти цели бюджет. Мелкие же продавцы рискуют разориться, поэтому редко пытаются повысить спрос таким способом. А чем меньше компаний играет по неценовым правилам, тем лучше тем, кто играет именно по ним.
  • Рост прибыли. С помощью неценовой конкуренции компания отстраивается от конкурентов, улучшает имидж и повышает лояльность аудитории. Как следствие, популярность бренда и продукции растет, а вместе с ними и прибыль.
  • Выстраивание дружеских отношений с целевыми группами. Клиенты таких компаний не смотрят на цены, они готовы отдавать больше, если продукт того реально стоит. А чтобы понять, что расходы будут не зря, они читают отзывы, которые пишут довольные покупатели, которые уже убедились в выгодах предложения.
  • Повышение числа повторных продаж и расширение базы постоянных покупателей. Работать с теми, кто знаком с брендом, гораздо проще, чем привлекать новых людей, поэтому компании так стремятся заручиться поддержкой тех, кто совершил хотя бы одну покупку.

Разница между ценовой и неценовой конкуренцией

Важная разница между ценовой и неценовой конкуренции в том, что первая всегда зависит от колебания цен — их роста или снижения. Также к стоимостным факторам относятся сокращение издержек на производство и продвижение, причем чаще цена снижается только из-за этого. Иначн компания становится нерентабельной.

Неценовая же конкуренция никак не связана с расходами на производство и рекламу. Это вообще методика, которая максимально далека от денег. Она позволяет увеличивать прибыль обходными путями, не воздействуя на стоимостные показатели. Причем способов повышения спроса — масса. Иногда ситуация еще проще — производителю даже не приходится ничего делать, потому что их товар и так хорошо продается. И в таком случае со временем производитель справедливо может поднять цену.

Примеры

Вводить новые подходы к повышению популярности бренда можно разным способами. Примерами этого выступают:

  1. Программы лояльности — они помогут удержать клиентов и мотивировать их на совершение новых покупок. Подарки, скидки, бонусы — это то, что всегда вызывает интерес и побуждает возвращаться снова и снова.
  2. Создание необычных торговых точек — удивляйте дизайном, качеством сервиса и другими вещами, которые помогут выделиться из толпы аналогичных магазинов или заведений.
  3. Отзывы — это имидж, а имидж — рост прибыли. Когда человек читает одобрения других потребителей, он автоматически убеждается в качестве модели или порядочности бренда. Идеально, если отзывы будут реальными, а не купленными — фальшь видно всегда, даже если работают настоящие мастера своего дела.
  4. Постпродажное обслуживание — даже после продажи не стоит прерывать контакты с ЦА. Это стоит недорого, но эффект — фантастический, и очень хорошо характеризует компанию.

Заключение

Неценовая конкуренция — важная  часть рыночных отношений, с помощью которых клиенты находят лучшие компании, а бренды — преданных фанатов. Это более эффективный вариант, чем игра с ценами, потому что имеет долгосрочное действие. Правда, чтобы добиться этого, нужно проанализировать текущую ситуацию и клиентов, и подготовить стратегию.
Рейтинг