С чего начать, если хочешь заняться производством
Существует миф, что производство — это обязательно что-то связанное с большими станками, и начать развиваться в этом невозможно без крупного инвестора.
На самом деле это не так. 10 лет назад мы начали свой бизнес на кухне. Купили две формы для литья садовых фигурок; сами отливали, красили, развозили по магазинам. А сейчас у нас 6 патентов, партнеры за рубежом, технологическая франшиза и сотрудничество с «Леруа Мерлен».
Сейчас расскажу, как к этому прийти и какие ошибки часто совершают новички.
4 шага, с которых стоит начать
Составьте список
Есть люди, которые говорят: «Хочу производить, но пока еще не знаю, что именно. Просто хочу заниматься импортозамещением». Это провальная стратегия — заниматься нужно тем, что нравится. Например, мы производим цветочницы, потому что я люблю цветы.
Производство тоже дает возможность для творческой реализации.
Подумайте, к чему у вас лежит душа, в чем уже есть опыт. Составьте список и отталкивайтесь от него при выборе товара.
Протестируйте идею
Поймите, кому нужен ваш товар, кто за него готов платить и сколько. Не нужно сразу вкладывать в оборудование, сначала прозондируйте нишу, например, через маркетплейсы: закиньте товар, посмотрите, сколько придет заказов. Если что, просто закупите товар у поставщика и выполните обязательства перед клиентами.
Я уже однажды совершила эту типичную ошибку.
Нам с сестрой нравится фьюзинг — спекание цветного стекла в печи. Мы решили, что это будет пользоваться спросом, приобрели станок, прошли обучение, закупили американское стекло. Потратили около 400 000 рублей, а через полгода поняли, что продажи идут, но маржа низкая, а усилий нужно прикладывать слишком много.
Тестировать идеи нужно более дешевым способом. Например, сейчас, когда мы собираемся запустить новое направление, мы сначала делаем рассылку по базе клиентов и смотрим на реакцию.
Найдите исполнителя
Посмотрите, кто может помочь вам с производством на начальных этапах: сторонние исполнители могут работать по вашему техзаданию, пока вы не убедились, что спрос действительно есть. Найдите производство, оформите технологическую часть. Произведите небольшую партию на стороне, а уж потом реализуйте ее, например, через магазины.
Создайте коммерческое предложение
Например, вы продаете наборы для сборки машинок из дерева. Возьмите один образец и приезжайте с ним в магазины, с которыми хотите заключить договор. Если первая партия раскупится достаточно быстро, вы сможете заняться производством дальше.
Даже на этом этапе всё еще рано закупать оборудование.
Допустим, вам нужен фрезерный станок, который стоит 500 000 рублей. Вы еще не до конца уверены в спросе, денег на расчетному счету нет (или их еще мало).
У нас не было фрезерного станка 2 года.
Минусы:
- Нужно платить стороннему производству.
- Подрядчик может не соблюдать сроки, а вы не можете на это повлиять.
Но если у вас еще мало заказов, станок будет окупаться бесконечно долго. У нас в какой-то момент просто стало столько заказов, а стороннее производство стало так часто косячить со сроками, что мы поняли — момент пришел. Сейчас мы сможем окупить станок за год, и это будет намного выгоднее.
***
На следующем этапе вам нужно заняться продажами, маркетингом и финансами. Но об этом — в следующей статье.